Ведущие авиакомпании — за усиление ответственности пассажиров
Руководители пяти крупнейших российских авиакомпаний — "Аэрофлота", "Трансаэро", S7 Airlines, ГТК "Россия" и UTair — поддерживают необходимость серьезного ужесточения ответственности пассажиров за противоправные действия на воздушном транспорте. Такой вывод можно сделать по итогам круглого стола, собранного по инициативе газеты "Известия". Угроза воздушного хулиганства и буйных пассажиров остается важной всегда, но приближающиеся новогодние каникулы делают ее особенно актуальной. К тому же, по оценкам самих авиакомпаний, в результате экономического кризиса снижение тарифов на авиаперевозки в отрасли составило до 40%, из-за чего на борт ВС стали чаще попадать люди недостаточно культурные.
Принципиально важно принять как минимум два законодательных решения: в Кодексе об административных правонарушениях радикально повысить денежные штрафы за противоправные действия на борту ВС, а также защитить экипажи ВС (пилотов и бортпроводников) и сотрудников служб авиационной безопасности авиакомпаний от применения к ним насилия, приравняв их права к правам представителей власти, находящихся при исполнении служебных обязанностей и защищенных соответствующими статьями Уголовного кодекса.
Законопроект относительно первой меры прошел первое чтение в Госдуме, но дальнейшего движения пока не наблюдается. Вторая мера пока находится на стадии обсуждения; хотя фактически во время полета экипаж и представляет государственную власть на борту ВС, а сотрудники САБ, как показывает практика, вносят основной вклад в обеспечение авиационной безопасности (во всех ее аспектах, а не только по отношению к правонарушителям), однако юридически защищены гораздо меньше, чем сотрудники МВД.
Разумеется, у сложной и многогранной проблемы нет простого решения. Руководители авиакомпаний и служб авиационной безопасности рассказали о мерах, применяемых авиаперевозчиками, подчеркивая необходимость четкого описания всех процедурных вопросов (например, ст. 56 Воздушного кодекса говорит о возможности применения мер принуждения, но нигде не конкретизировано, в чем эти меры заключаются и какие средства при этом можно применять).
Также авиаперевозчики выразили четкое понимание того, что алкогольное опьянение следует рассматривать как отягчающий фактор при противоправном поведении пассажира, хотя нельзя считать употребление алкоголя причиной всех бед — сухой закон проблему неадекватного поведения пассажиров не решит.
В целом, мировая практика и рекомендации ICAO содержат вполне эффективный набор мер, направленных на борьбу с воздушным хулиганством, но требуется их адекватная имплементация в российском законодательстве и реализация на практике.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade