Вертолетный рынок взрослеет
Парк вертолетов западного производства в России неуклонно растет — по состоянию на конец марта на отечественных просторах эксплуатировалось 133 машины. Из-за того что эти вертолеты либо зарегистрированы в Российской оборонно-спортивной технической организации (РОСТО), либо эксплуатируются как авиация общего назначения (АОН), либо переданы в управление коммерческим эксплуатантам, статистику по парку приходится собирать из разных источников. В работе над материалом были использованы экспертные оценки руководства компаний "Еврокоптер-Восток" (дочерняя структура европейской компании Eurocopter), "Авиамаркет" (официальный дилер компании Robinson и эксклюзивный представитель компании Bell в России), Gals (эксклюзивный представитель компании MD Helicopters в России и СНГ и дилер компании Eurocopter), а также компании "Руспромавиа", которая в свое время активно занималась ввозом вертолетов Gazelle в Россию. Каждый из участников рынка предоставил информацию о количестве судов тех типов, на продаже которых он непосредственно специализируется, — обобщенный результат приведен в таблице.
Опрос участников рынка показал, что рост парка происходит на фоне качественных изменений в структуре спроса и подходе владельцев к эксплуатации техники. В этих условиях производители и их представители стремятся зафиксировать свое положение на рынке, вкладывая средства в создание сервисных мощностей, центров по обучению технического и авиационного персонала, а также занимаясь сертификацией своего модельного ряда в соответствии с требованиями Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК).
Поршневые лидируют, газотурбинные нагоняют
Сегодня среди ввезенных в Россию вертолетов лидирует поршневая техника (всего 70 машин), тогда как более дорогих, и более мощных, вертолетов с газотурбинными двигателями на отечественных просторах эксплуатируется 63.
Применительно к российскому рынку уже можно говорить о господстве в нише вертолетов с поршневыми двигателями американской компании Robinson. Ее двухместные R22 и четырехместные R44 пользуются огромным спросом, что тем более примечательно, поскольку в России не пошли продажи конкурирующей техники (к примеру, вертолетов Exec 162F, которые частники ввозили как комплекты для самостоятельной сборки, а также трехместных Enstrom 280).
Сегодня в нашей стране эксплуатируются 67 вертолетов R44 и три R22. Основной покупатель машин этого класса — частные лица, увлеченные авиацией, и авиаклубы, активно использующие Robinson для обучения пилотов. Стоимость R44 в зависимости от комплектации (с учетом ввоза в Россию с уплатой пошлин и налогов) варьируется в пределах от 500 до 600 тыс. долл. За эти деньги покупатель получает машину с ресурсом в 2,2 тыс. ч до капитального ремонта двигателя, которого при налете примерно 100 ч в месяц (это потолок для налета частника, на большее просто не хватает времени) достаточно для 12 лет эксплуатации.
Крупнейшим поставщиком вертолетов Robinson в Россию является московская компания "Авиамаркет". По словам Михаила Юшкова, директора этой фирмы по маркетингу, на рынок компания вышла в 2003 г. и за прошедшие два с половиной года продала и поставила 39 единиц R44 и R22. Еще 19 бортов должны быть ввезены в Россию течение нынешнего года. Справедливости ради стоит отметить, что на сайте компании Robinson указаны еще два дилера — в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также сервисный центр вертолетов R44 в Казани. Как говорит г-н Юшков, до конца года парк Robinson в России превысит 100 единиц — эти прогнозы основаны на анализе собственных продаж компании и данных о работе конкурентов.
Несмотря на популярность вертолетов с поршневыми двигателями у частников, коммерческие эксплуатанты в России относятся к данному классу техники довольно сдержанно. Представители Robinson вот уже несколько лет пытаются доказать авиакомпаниям, что тот же R44 мог бы успешно заменить отечественные Ми-2, Ка-26 и Ми-8 в выполнении целого ряда задач, например в работах по обслуживанию нефтегазового комплекса. Убедительнее всего был бы прецедент коммерческой эксплуатации R44 — и, судя по всему, скоро он будет создан. В конце лета 2005 г. "Авиамаркет" поставил для башкирской компании "Уфимские авиалинии" первый R44. В парке этого эксплуатанта три Ка-26, так что у компании есть возможность сравнить эффективность работы на советских и западных поршневых машинах. Уже известно, что постепенно авиакомпания планирует наращивать парк вертолетов Robinson. "Легкие вертолеты Robinson для целого ряда задач авиакомпаний более эффективны, чем устаревшая советская техника. Однако отечественные машины хорошо знакомы эксплуатантам, они понимают, как поддерживать их летную годность, есть и подготовленный персонал. Очевидно, что многие перевозчики так и будут продолжать "залатывать дыры", пока вся техника не встанет. Тот, кто первым начинает переход на современные западные типы, проложит дорогу остальным, но зато и первым будет предоставлять услуги на зарубежной технике", — считает Михаил Юшков.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft