Виктор ТОЛМАЧЕВ, Технический директор группы компаний «Волга-Днепр», доктор технических наук, академик РАЕН
Необходимость возобновления производства самолета Ан-124, продемонстрировавшего свои уникальные способности как в военно-транспортной, так и в коммерческой грузовой авиации, становится все более насущной. О техническом облике новой модификации рассказывает главный конструктор самолетов Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия" Виктор Толмачев, которому незадолго до открытия МАКС-2009 исполнилось 75 лет.
— В свое время Вы разрабатывали Ан-124 как военно-транспортный самолет. Позднее началась активная эксплуатация "Руслана" на коммерческом рынке. Какие доработки потребовалось сделать в процессе выхода на мировой рынок авиаперевозок?
— В конце 80-х гг. начал формироваться коммерческий грузовой рынок авиационных перевозок, в котором "Руслан" занял очень серьезное место и даже, скажем так, стал одним из базовых элементов этого рынка. Сегодня "Руслан" в коммерческом варианте Ан-124-100 обеспечивает по всему миру перевозки уникальных, сверхтяжелых и крупногабаритных коммерческих грузов, для которых его параметры очень хорошо подходят. Отличие от военной версии заключается, например, в отсутствии засекреченной радиосвязи, других специфических элементов бортового оборудования, необходимых военно-транспортному самолету. Объем этих модификаций составляет 5–7%. Но стоит также отметить, что самолет такого типа живет 30, 40 и более лет. За это время происходят существенные изменения в мире, в том числе и изменения правил выполнения полетов. Это заставляет всю жизнь самолета модифицировать его, заниматься его развитием. "Руслан" 1992-го уже существенно отличается от "Руслана" 2009-го. Изменения коснулись и силовой установки, и комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, и систем погрузки.
— Рассматривается ли возможность ремоторизации "Руслана" модернизированными версиями Д-18Т или двигателями иностранных производителей, например Rolls-Royce или General Electric?
— Рассматривается постоянно. Это один из составляющих элементов непрерывного поэтапного процесса модернизации "Руслана". Вопрос силовой установки — один из ключевых. Я могу сказать, что установленный на Ан-124 двигатель Д-18Т с 90-х гг. и до сегодняшнего дня модернизируется в тесной кооперации с ЗМКБ "Прогресс" (г. Запорожье, Украина). Сегодня на "Русланах", эксплуатируемых в авиакомпании "Волга-Днепр", стоят двигатели уже так называемой третьей серии — Д-18Т-3. Впереди следующая модификация — Д-
18Т-4. При этом мы анализируем все возможные варианты, и двигатели западногопроизводства тоже.
— Каким навигационным комплексом на сегодняшний день оснащены Ан-124 и какие улучшения планируются в этой сфере?
— Бортовой радиоэлектронный комплекс совершенствуется постоянно. Сегодня на самолетах стоит, конечно же, уже не такой комплекс, как стоял на "Руслане" в 1992 г., но мы продолжаем обсуждать вопросы по совершенствованию навигационного оборудования. Это непростая задача, поскольку системы для бортового комплекса "Руслана" поставляют около десяти разработчиков и заводов. Сейчас мы рассматриваем возможность сделать радикальный шаг в этой области, обсуждаем с АНТК им. Антонова серьезный рывок в плане перехода на полностью цифровые системы.
— Каковы будут технические характеристики самолета в случае возобновления производства?
— Грузоподъемность самолета будет повышена с 120 до 150 т. Будет существенно увеличен ресурс — до 45 тыс. ч или даже более; пока это обсуждается. Сегодняшние "Русланы" сертифицированы с ресурсом 24 тыс. ч., начинали мы в 1992 г. вообще с 7 тыс. ч. Обязательно будет увеличена дальность полета, улучшена топливная эффективность. В целом потребительские характеристики самолета, которые нужны для его эффективной эксплуатации в современных условиях, будут улучшены на некоторое количество процентов. Сегодня мы уже достаточно хорошо понимаем, как должен выглядеть новый "Руслан".
— Если новое лицо самолета будет определено уже завтра, то когда можно реально выйти на серийное производство?
— Мы надеемся, что технические требования по самолету будут подписаны уже в ближайшее время. После того как будут определены и подписаны технические требования, для развертывания серийного производства может понадобиться несколько лет. Возможно, от трех до пяти — в зависимости от того, в каких условиях будет ре-ализовываться проект.
— В случае начала совместных российско-американских работ по созданию нового тяжелого транспортного самолета какие уникальные знания и опыт могла бы привнести в проект Россия?
— Американская и советская (читай: антоновская) школа всегда соревновались. И мы очень часто их обходили. Только в самом начале они нас обошли с С-130. Мы и "Мрию" сделали с грузоподъемностью 250 т, чего даже близко нет и не было у западных разработчиков. В Ан-124 также много новшеств, не имеющих аналогов. Мы их довольно серьезно обогнали в технологиях конструкции планера самолета. А они сильно нас обогнали в информационных и цифровых технологиях. И это, конечно же, поле для потенциального сотрудничества.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.