Вопросы аннулирования свидетельств авиационного персонала
Проектом Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения требованиям Федеральных авиационных правил, а также Правил выдачи указанных свидетельств" (далее — Правил) предусматривается в разделе III "Правила выдачи свидетельств" установить возможность аннулирования свидетельств лиц из числа специалистов авиационного персонала.
При этом аннулирование как административное действие может применяться в проектируемом пункте 8 Правил после окончания процедуры выдачи к уже выданным документам и не урегулировано процедурно.
Указанное полномочие для федерального органа исполнительной власти не предусмотрено федеральными законами.
При этом статьей 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее ― КоАП) установлено, что лишение специального права может быть назначено только судьей.
Управление транспортным средством отнесено к специальному праву положениями части 3 упомянутой статьи.
В пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пункте "г" статьи 9, абзацем вторым статьи 14 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" воздушные суда отнесены к транспортным средствам.
Управление воздушным судном отнесено к управлению транспортным средством в Главе III "Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2349, которое издано в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, положения статьи 3.8 КоАП в части регулирования лишения специального права распространяются и на лишение права управлять воздушным судном.
Возможность лишения права управления воздушным судном только судом подтверждается в том числе положениями статей 11.5 и 23.1 КоАП, которыми установлено, что даже более мягкие наказания, такие как временное лишение специального права, могут быть назначены только судьей.
Сама важность выдачи свидетельств только лицам, отвечающим требованиям воздушного законодательства, не вызывает сомнений. Но процедуры должны выполняться в полном соответствии с правилами.
Проектом предусмотрена возможность органа по выдаче свидетельств при осуществлении процедур выдачи свидетельств отказать в выдаче свидетельства на основании подложных документов (пункты 14, 17 Правил). Указанными пунктами планируется установить, что в случае неполноты представленных документов, несоответствия представленных документов требованиям рассматриваемого проекта Правил, при наличии в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям Федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, орган по выдаче свидетельств направляет (выдает) заявителю мотивированный отказ в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.
Практически все предоставляемые документы могут быть оперативно проверены Росавиацией, так как выдаются либо подведомственными Росавиации организациями, либо лицами, имеющими выданные Росавиацией сертификаты, свидетельства. Исключение составляет паспорт гражданина Российской Федерации, однако его подлинность несложно проверить в рамках межведомственного взаимодействия.
Таким образом, выдача свидетельства на основании недостоверных данных может быть осуществлена только в результате халатности или сознательного нарушения правил выдачи лицами, отвечающими за выдачу свидетельств.
Кроме того, из проектируемой редакции абзаца третьего пункта 8 проекта Правил не представляется возможным однозначно установить, каким органом, в каком порядке и на основании каких критериев будет осуществляться аннулирование свидетельств лиц из числа специалистов авиационного персонала, что приведет к неоднозначности применения указанной нормы на практике, что является нарушением Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Наделение Росавиации в этих условиях правом аннулирования выданных ее структурными подразделениями свидетельств, при отсутствии установленных процедур аннулирования, создаст условия для сокрытия указанных фактов и создания серьезных рисков для обеспечения безопасности полетов.
Другим негативным последствием даже опосредованного возложения права лишения свидетельств авиационного персонала на орган, в функции которого входит организация подготовки авиационного персонала, является серьезный конфликт интересов. Это подтверждено на практике в ходе массовых лишений свидетельств только пилотов, которые прошли подготовку в неподведомственных Росавиации образовательных организациях. Необходимо отметить, что подведомственные Росавиации образовательные организации в приложениях к сертификатам АУЦ длительное время не имели программ подготовки, прохождение которых в соответствии с воздушным законодательством необходимо для получения свидетельств. При этом реквизиты указанных программ необходимо указывать в заявлении на получение свидетельства.
Однако несмотря на эти обстоятельства, свидетельства беспрепятственно выдавались выпускникам указанных организаций.
На основании изложенного представляется необходимым исключить нормы по аннулированию свидетельств авиационного персонала из рассматриваемого проекта и полноценно реализовать механизм аннулирования свидетельств в рамках правовой системы Российской Федерации и в соответствии с Поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № МА-П9-1431, предусматривающим создание правой базы, которая определяет полномочия по аннулированию свидетельств авиационного персонала.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent