Вопросы достаточности и компетентности инженерно-технического состава в отечественной авиации

На сегодняшний день много говорится о нехватке летного состава, при этом делаются значительные, порой даже чрезмерные усилия по восполнению этого дефицита. В это же время практически без внимания остается вопрос о достаточности и компетентности инженерно-технического состава в отечественной авиации. Всякая статья о дефиците авиационных кадров сводится к нехватке летчиков, лишь слегка затрагивая инженерную тему.

Любая проблема имеет свою предысторию, грядущий дефицит инженеров исключением не является и по всем критериям уже сформировался, имея угрожающие тенденции выбраться на свет. Возможно ли превентивными действиями предотвратить или хотя бы уменьшить его последствия уже сейчас?

Помнится, еще в начале 90-х  20-го столетия тогда еще в  МИИ ГА витала идея о подготовке  специалистов с квалификацией "инженер-пилот".  К сожалению, данная идея при новых условиях  рыночной экономики вскоре канула в лету.  Причиной тому могли послужить различные факторы. Наиболее вероятным мог явиться избыток   летчиков на постсоветском пространстве, возможно причиной стали значительные  трудности, связанные с обучением такого рода специалистов на базе инженерного ВУЗа, сейчас достаточно  сложно однозначно назвать причину  исчезновения этой идеи по прошествии значительного периода времени. Быть может, в случае ее реализации 15 лет назад и не было бы сегодня  дефицита летчиков, и с налетом у них проблем было сегодня много меньше, и инженеры с техниками имели бы  другой опыт, знания и престиж, то есть, как видится, эта идея значительно опередила время. Все, это, к сожалению, из области "если бы".  Кстати, на злобу дня,  с недавнего времени со стороны  Boeing и Airbus все чаще звучат настойчивые предложения и рекомендации  о необходимости появления должности технического пилота в авиакомпаниях, правда,  уравнение строится по принципу пилот минус инженер, в то время как для эксплуатантов актуальней  инженер плюс пилот. Ведь на сегодняшний день куда как проще, быстрее и дешевле  научить молодого инженера, имеющего опыт работы, пилотировать в "стеклянной  кабине" со всеми их ECAM и EICAS, нежели переучивать заслуженных летчиков с отечественных ВС  с "кабины в стрелочных будильниках". В качестве подтверждения: в адрес  пилотов иномарок в инженерной среде все чаще звучат весьма обидные определения, такие как "таксист", а то и просто "оператор", данная тенденция обусловлена пониманием степени автоматизации процессов пилотирования иностранных ВС и оказывающим на них влияние "человеческих факторов в кабине". Помимо этого, невыполнение стандартных процедур из  летной документации производителя отнюдь не  улучшают имиджа летчиков в глазах сотрудников наземных служб. При рассмотрении вопроса под таким углом абсолютно нелогичными выглядят  "идеи отмены высшего профессионального образования при подготовке пилотов ГА", ведь даже сегодня выполнение пред и послеполетных осмотров ВС    летными экипажами во многих авиакомпаниях скорее исключение, чем правило. Пример: на летном разборе в летной же службе главный инженер ИАС задает вопрос: "Почему не обходите?", ответ: "А мы нашим героическим техникам верим!" Во как! И  это в присутствии всего КРС, с  нулевой реакцией с  его стороны! А сколько раз летный экипаж после полета можно видеть едущим в одном автобусе с пассажирами и передачей ВС по мобильному телефону?    Доверие к ИТС, конечно, достойно  всяких похвал, тем более некогда героическому,  но ведь и техники с механиками уже далеко не с тем образованием и навыками на перроне, мотивация и престиж их профессии критики не выдерживают, и обходить лишний раз ВС тоже себя далеко не всегда утруждают. И эти специалисты обременены таким высоким доверием летного состава, исключением является оказание технической помощи  сторонней организацией, правда ЛС, как показывает практика, зачастую даже не догадывается об этом. Для справки: в ходе любого осмотра ВС есть прекрасная возможность найти много интересного и в самых неожиданных местах. Вот и выходит что летчикам высшее образование вроде как и не нужно стало, а инженерам без него никуда и, в подтверждение тезиса, нужно долго учиться, чтобы мало получать (подготовка пилота- 4 года, инженера по ТЭЛАиД-5,6 лет). Совсем необъяснимой, на первый взгляд, выглядит  закономерность частого выбора действующим ИТС альтернативных воздушному видов транспорта при личных поездках, абсолютно смело можно утверждать- дело точно не в ценах на авиабилеты, проверено опросами.

Комментарии

Проблема есть, но все остальное...полный бред! Разговор в курилке - обо всем и ни о чем.

"Помнится, еще в начале 90-х...."- откуда помним, если вы поступили в МИИГА только в 1995.

Я не понял - девушки с высшим образованием в ПДО это хорошо или нет?

Если инженеры по ТО ВС это кадровый резерв промышленности, то почему техники нецензурно кроют документацию SSJ, написанную под руководством бывших инженеров по ТО? Может быть, документацию SSJ писали косноязычные и не очень опытные выпускники МТУГА?

Всякая гипотеза, как статья и комментарий, имеют право на существование, об этом уже было сказано.

В курилках зачастую в нормальной среде оперируют фактами, а на стол руководству идет совершенно другое, так что комплимент принят не смотря на фразеологию и орфографию, в курилках используют фразы покрепче.

Что у кого-то какая-то проблема - это понятно. Разве в статье указано существование какой-то проблемы? Повнимательней, пожалуйста.

Откуда знаем кто куда и когда поступал? Вывод - объективность и непредвзятость комментария к статье, автору и его биографии - вне критики. Попытка перехода на личности не принята.

Уход инженеров из авиации - бред? Факты неосмотров ВС - тоже бред?Насчет девушек хоть что-то для себя сами решите? Статья кроме вопросов и ответы имеет если читать внимательно.

Сходите хоть иногда в поле к SSJ, с людьми этажом ниже поговорите,уверяю, много нового узнаете. Как и кем писалась документация известно не понаслышке. Косноязычных выпускников хватает - факт, неграмотных уже не выпускников, а инженеров - тоже.

И самое веское, факт невыплаты зарплат ВСЕМ инженерам Авиановы (и не только) Вами относится к категории "полного бреда"? No comments.

Искренне рад, что статья удалась и нашла свою целевую аудиторию. "Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым" Иоганн Вольфганг Гёте.

Проблема вашей статьи как следует из заголовка - нехватка технического состава в ГА и его компетентность.

Прочитал внимательно - ответов нет.

Факт невыплаты зарплаты в Авианове не бред, но как этот факт согласуется с заголовком статьи? Зарплату после банкротства не выплатили не только инженерам. Компания обанкротилась, и свободных инженеров стало больше. За счет них можно сократить дефицит в других компаниях.

"Быть может, в случае ее реализации 15 лет назад и не было бы сегодня дефицита летчиков, и с налетом у них проблем было сегодня много меньше, и инженеры с техниками имели бы другой опыт, знания и престиж, то есть, как видится, эта идея значительно опередила время." - как эта идея помогла бы восполнить недостаток инженерных кадров? Уж точно инженеров сейчас было бы меньше.

Дату поступления узнал на "одноклассниках". Если присутствуете в соцсетях будьте к этому готовы.

Поскольку другие коменты отсутствуют, значит Ваша целевая аудитория это я, и я вас не понял.
PS:
Свою аудиторию надо уважать, и прислушиваться ))).
Удачи Вам!

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.