Воздушные потери

Военная кампания в Ираке может ухудшить и без того нелегкое положение мировой индустрии воздушных перевозок. После начала боевых действий вырастут расходы на закупку авиационного топлива и выплаты страховых премий, тогда как объемы перевозок могут сократиться на 10-20%.

По прогнозам Ассоциации воздушного транспорта США (ATA), американских перевозчиков в 2003 г. ожидают убытки на сумму в 4-6 млрд долл. В случае развязывания военной кампании эксперты ATA увеличивают сумму прогнозируемых потерь на 4 млрд долл. в каждом квартале. При этом 2 млрд долл. перевозчики будут терять ежеквартально из-за снижения пассажиропотока на 10% как на международных, так и на внутренних линиях. Но не все эксперты настроены так пессимистично. Так, аналитики консалтингового агентства Global Aviation Associates (Вашингтон) не думают, что пассажиропоток, и так заметно снизившийся после терактов 11 сентября, упадет еще на 10%. Здесь считают, что пассажиры уже "свыклись" с угрозой терроризма, поэтому серьезный спад перевозок будет отмечен только на трансатлантических маршрутах (как это произошло в 1991 г.).

По некоторым данным, в 2002 г. десять крупнейших перевозчиков США потеряли в сумме 7,3 млрд долл. (в 2001 г. их суммарные убытки составили 7,2 млрд долл.). В текущем году убытки этих авиакомпаний могут достичь 5 млрд долл.

В 2002 г. операционная прибыль десяти крупнейших авиакомпаний США уменьшилась на 7,3% по сравнению с 2001 г. и достигла 80,83 млрд долл., тогда как издержки выросли на 6,7%, составив 90,81 млрд долл. По сравнению с результатами предкризисного 2000 г. операционные доходы авиакомпаний сократились на 18% (тогда операционные доходы десяти крупнейших перевозчиков достигли 97,66 млрд долл.)

По мнению генерального директора IATA Джованни Биссигнани, война в Ираке может вызвать сокращение пассажиропотока на 15-20%. По данным IATA, ежегодные суммарные расходы авиакомпаний-членов этой организации на выплаты страховых премий выросли с 1,8 млрд долл. в 2001 г. (до терактов 11 сентября) до 5,8 млрд долл.

Г-н Биссигнани считает, что в случае войны серьезнее всего пострадают перевозки на маршрутах из США в страны Азии, так как путешественники постараются воздержаться от поездок. Самым здоровым рынком сегодня остается Азия. По данным IATA, такие страны, как Южная Корея, Таиланд, Сингапур и Австралия, оправились от кризиса двухлетней давности: темпы роста экономики этих стран достигают 5-7% в год. В тоже время Биссигнани полагает, что значительный рост объема перевозок произойдет и в Китае, который к 2010 г. может стать крупнейшим рынком региона.

К войне готовятся и в Европе. В феврале Ассоциация европейских авиакомпаний (AEA), Международный совет аэропортов (ACI) объявили о непрекращающихся консультациях с властями ЕС, направленных на создание плана действий в случае войны. В частности, организации, представляющие индустрию воздушного транспорта, предложили приостановить действие правовых норм, запрещающих государственное субсидирование авиакомпаний. В AEA и ACI указывают на необходимость государственного финансирования ужесточенных мер безопасности, а также помощи авиакомпаниям в выплате увеличившихся страховых премий. В то же время, если войны с Ираком удастся избежать, IATA прогнозирует увеличение пассажиропотока европейских авиакомпаний на 6,4% в 2003 г.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.