Время собирать камни
С середины прошлого года российские грузовые авиаперевозчики работают в сложной обстановке, создаваемой резкими переменами и неопределенностью перспектив на самом большом и доходном из оставшихся зарубежных рынков - рынке перевозок грузов из Китая. Запрет полетов чартерных рейсов в августе 2002 г. (см. АТО # 41, стр. 19) привел не только к серьезным убыткам для тех перевозчиков, что летали в КНР на чартерной основе, но и к снижению емкости рынка в целом. До сих пор сохраняется неопределенность в том, каким образом будут регулироваться полеты грузовых авиакомпаний и в этом году, - вот уже два раунда переговоров авиационных властей России и Китая закончились безрезультатно.
Нестабильность и снижение емкости китайского рынка, постепенное падение объемов работ на других традиционных зарубежных рынках перевозок товаров народного потребления, вводимые ограничения на полеты шумных Ил-76 сужают поле деятельности отечественных авиагрузоперевозчиков, особенно тех из них, кто за прошедшие, относительно успешные годы работы так и не смог выйти на качественно иной уровень работы.
Как уже неоднократно отмечалось на страницах АТО, отечественный рынок авиационных грузоперевозок подвержен влиянию множества факторов - от состояния мировой экономики до решений столичных властей, и потому прогнозированию практически не поддается. Не стал исключением и прошлый год, с которым многие авиакомпании связывали надежды на закрепление успеха, достигнутого в 2001 г., когда объем перевозок грузов и почты вырос по сравнению с 2000 г. на 12,1%. Но многие обманулось в своих ожиданиях.
По сравнению с 2001 г. рост объема перевозок грузов и почты на международных линиях составил 5,37%, уступив темпам роста объемов международных пассажирских перевозок (10,01%) почти вдвое. Объем грузоперевозок на внутренних линиях и вовсе упал на 2,06% по сравнению с прошлым годом (см. АТО # 44, стр. 3). При общем по отрасли росте объема перевезенных грузов некоторые из признанных лидеров утратили свои позиции (табл. 1-3).
Общее состояние рынка грузовых авиаперевозок для российских компаний его участники оценивают как вялое: качественных изменений на нем в прошлом году не произошло, не наметилось и каких-либо положительных тенденций для его развития в этом году.
Как и в предыдущие годы, состояние рынка в основном определяется итогами работы наших авиакомпаний при перевозке грузов из-за рубежа. Международные перевозки грузов и почты в 2002 г. (364,57 тыс. т) составили 58% от общего объема грузоперевозок (627,24 тыс. т). Крупнейшими зарубежными рынками для наших авиакомпаний оставались Китай, Турция, Германия, ОАЭ, Италия (табл. 4).
По оценке самих грузоперевозчиков, в прошлом году объем перевозок из Турции и Италии несколько возрос, а вот грузопоток из ОАЭ значительно оскудел. Российская таможня обратила особо пристальное внимание на электронику, доставляемую воздушным транспортом, и рынок немедленно отреагировал на изменившуюся обстановку: западные авиаперевозчики теперь доставляют груз в Европу, а затем автомобильными траками ввозят его в Россию.
Значительно снизился также грузопоток из Южной Кореи. Но наибольшие потрясения пережил китайский рынок, объем перевозок на котором составил в 2003 г. около 26% от всех международных перевозок, выполненных российскими авиакомпаниями.
Китайская лихорадка
Похоже, что попытка российских авиационных властей в августе прошлого года навести элементарный порядок в загрузке наших воздушных судов в китайских аэропортах (см. АТО # 41 стр. 19) была использована китайцами прежде всего для того, чтобы продемонстрировать, "кто в доме хозяин", и подготовить почву для выхода на линии своего грузоперевозчика.
Авиапредприятие | Рейтинг 2002 г. (2001 г.) | Перевезено в 2002 г., тыс. т | Изменение к 2001 г., % |
---|---|---|---|
"Аэрофлот - РАЛ" | 1 (1) | 109,53 | +7,77 |
"Волга-Днепр" | 2 (4) | 54,97 | +112,47 |
"Аэрофрахт" | 3 (13) | *** | *** |
"Ист Лайн" | 4 (15) | 31,36 | +144,93 |
Мирнинское АП АК "Алроса" | 5 (3) | 28,01 | -9,98 |
"Атлант-Союз" | 6 (2) | 21,11 | -54,36 |
"Красноярские АЛ" | 7 (8) | 18,35 | -6,80 |
"Сибирь" | 8 (16) | 17,95 | +59,94 |
"Полет" | 9 (12) | 17,66 | +30,00 |
"Домодедовские АЛ" | 10 (11) | 17,62 | +20,05 |
"Аэростарз" | 11 (6) | 17,05 | -24,69 |
224-й летный отряд | 12 (5) | 15,17 | -38,82 |
"Тесис" | 13 (7) | 14,30 | -34,32 |
"Третьяково" | 14 (17) | *** | *** |
"Абакан-Авиа" | 15 (22) | 12,27 | +86,82 |
*** - на момент издания не получено подтверждение от авиакомпании на публикацию данных. Источник: ТКП. |
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft