Всевидящее око

Империи, над которой никогда не заходит солнце, требуется круглосуточный контроль

Майкл МЕКХЭМ и Гай НОРРИС, Эверетт
Высоко над цехом по производству самолетов Boeing 787 находится зал, в котором работает множество инженеров-технологов, специалистов по контролю качества, уполномоченных по закупкам и работников десятка других специальностей — каждый за отдельным компьютером с тремя широкоформатными дисплеями и беспроводной телефонной связью.
На стене перед ними — видеоэкран шириной 12 м, разделенный на сектора: в одном углу транслируются телевизионные выпуски новостей, в другом — выводятся текущие сводки сейсмической активности, по центру — отсчет времени до отправки следующей партии компонентов с предприятий в мексиканском Чиуауа, японской Нагойе и итальянском Гротталье. Рядом — данные о сравнительных темпах производства в десятых долях процентов.
Это — центр Boeing по управлению глобальной сетью производства двухдвигательного дальнемагистрального самолета Boeing 787, официальное название которого — Центр производственной интеграции (Production Integration Center, PIC). Он был введен в эксплуатацию в декабре прошлого года в качестве единого пункта контроля над логистической цепочкой, протянувшейся из Японии через всю Северную Америку и Европу в Китай, с остановками в России, Индии, Австралии и еще множестве мест.
Дежавю? Да, мы уже видели нечто подобное. В конце 2005 г. подразделение Boeing Commercial Aviation Services открыло собственный операционный центр, в компетенцию которого входило все — от базовой поддержки центров техобслуживания в авиакомпаниях до оперативного реагирования на сообщения о простое ВС по причине неисправности. При создании PIC Boeing использовал накопленный опыт, а также изучал особенности круглосуточной работы центров быстрого реагирования ряда других организаций — от NASA с ее пилотируемой программой до грузовой железнодорожной компании Burlington Northern Railroad и Департамента внутренней безопасности США.
Учитывая, что PIC создавался в июле прошлого года, когда сроки поставки первого самолета уже отставали от графика на три месяца, можно предположить, что Boeing "раскачался" с некоторым опозданием.
Но, по словам вице-президента компании Боба Ноубла, ветерана логистики, который в настоящее время отвечает за связи с поставщиками по всем крупным программам авиапроизводителя (включая 787, 747-8, 767 Tanker и P-8A), в Boeing еще несколько лет назад понимали, что без PIC не обойтись.
В содружестве с производителем программного обеспечения Dassault Systemes компания смоделировала работу всей производственной системы 787-го — по крайней мере, в теории. Однако точно спрогнозировать, как все сложится, когда начнутся реальные поставки, было невозможно. Boeing решил не торопить события, а выждать и посмотреть, как будет развиваться ситуация.
"Приходится быть осторожными и не спешить с автоматизацией процессов, — говорит Ноубл. — Нам пришлось понаблюдать, как работает производство".
Когда ритмы производства крыла, секций фюзеляжа, электропроводки и прочих компонентов отдельными поставщиками "устаканились", Boeing провел компьютерную симуляцию ряда проблемных ситуаций. Целью было не только в подробностях отследить действия каждого из подрядчиков, но и проанализировать, каким образом задержка в любом из производственных цехов может привести к серьезному отставанию по всей сети поставщиков. Метод работы PIC похож на отслеживание отправлений в реальном времени — услугу, которую предлагают клиентам авиационные грузоперевозчики.
Мониторинг — это не одно лишь решение проблем с подрядчиками. Все передвижения грузового парка компании, состоящего из самолетов Boeing 747 Large Cargo Freighter, фиксируются с точностью до часа. Такие машины транспортируют секции крыла и фюзеляжа самолета 787 между поставщиками, прежде чем эти элементы поступят на завод окончательной сборки в Эверетте.
Ключевую роль в PIC играют контролеры, которые трудятся за 27 рабочими станциями. Эти специалисты составляют единую команду и способны при необходимости заменять друг друга. Некоторые из них постоянно приписаны к PIC, другие отряжаются на время из различных авиационных программ компании по принципу ротации.
На другом конце цепочки поставщиков — 1600 сотрудников Boeing, которые прошли обучение в PIC и сейчас являются представителями компании по связям с подрядчиками. В центре обслуживания вызовов говорят на 28 языках. Представители поставщиков звонят по единому телефонному номеру, и их направляют к соответствующему сотруднику. Но, как и во всех прочих отделениях Boeing, рабочим языком PIC остается английский.
Раньше ведущие подрядчики Boeing отслеживали действия поставщиков, лично посещая их производственные площади. "Эта практика сохранилась и поныне", — говорит Ноубл. Однако был необходим более современный подход — это, в частности, доказал утомительный тур для журналистов, который компания организовала в 2006 г. и в ходе которого удалось охватить лишь некоторых из самых крупных подрядчиков. PIC способен контролировать одновременно всех внешних поставщиков, производящих 70% конструкции самолета.
"Технология, которую здесь используют, — лучшая из возможных", — говорит Ноубл. PIC отслеживает все землетрясения силой от 4,1 балла по шкале Рихтера, происходящие в радиусе 50 миль от предприятия одного из поставщиков. А когда в мексиканской прессе появились первые сообщения о вспышке свиного гриппа, завод электрической проводки компании Labinal, расположенный в Чиуауа, оперативно отрапортовал, что на предприятии случаев заболевания не выявлено.
PIC использует в своей работе программное обеспечение Flight Explorer, позволяющее в реальном времени учитывать материалы, готовые компоненты и сроки поставок по всей сети подрядчиков программы Boeing 787. Контролеры PIC на территории поставщиков имеют ручные беспроводные видеокамеры и могут в любой момент передать в Центр кадры отдельных производственных процессов — например, соединения секций 47 и 48 задней части фюзеляжа Boeing 787 на предприятии компании Vought Aircraft Systems в Северном Чарльстоне, шт. Южная Каролина. Если для решения проблемы требуется видеоконференция, в распоряжении PIC — три конференц-зала, которые служат также для проведения встреч с представителями поставщиков и заказчиков.
"Мы стараемся ускорить процесс обнаружения и решения проблем", — говорит Ноубл. Правда, он отказался оценить, насколько улучшилась связь с поставщиками.
При этом, по его словам, PIC, в целом, старается принимать реальность такой, какая она есть. "От проблем никуда не денешься, — говорит Ноубл, — и когда они возникают, мы должны узнавать о них немедленно.
Хотя PIC официально открылся 9 декабря 2008 г., потребовалось некоторое время на то, чтобы полностью интегрировать всех поставщиков. Сейчас Центр работает шесть дней в неделю, но после начала полномасштабного производства модели 787 перейдет на круглосуточный режим работы.
Если в самом начале PIC опирался на наработки других подобных структур, то сегодня он может считаться эталоном центра промышленного производства для всей отрасли, считает Ноубл.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.