Вывод самолета из сваливания: нужно уметь, можно научить
![](http://www.ato.ru/files/styles/r-inpage-super/public/field_image/biriukov-vyvod-iz-svalivaniya.jpg)
Проблемы безопасности полетов, которые изложены в этой статье, увы, не новы. Мне, как профессионалу, занимающемуся этой тематикой уже много лет, ясно, что решение этих проблем в нашей стране до сих пор идет недопустимо медленно, — можно сказать, стоит на месте. Между тем на западе активно идут работы в этом направлении, причем с участием российских специалистов.
А у нас в стране знания и бесценный практический опыт, накопленный за прошлые годы, по сути, так и остаются невостребованными. Сегодня развитие компьютерных технологий достигло уровня, позволяющего с учетом накопленного опыта создать такой тренажер, который дал бы возможность пилотам транспортных самолетов получить практические навыки по предупреждению попадания самолетов в критические режимы и успешному выводу их из сложившихся ситуаций.
Bсе катастрофы, связанные с попаданием самолета в сложное пространственное положение (СПП) и режимы сваливания, объединены общей причинно-следственной связью: неготовностью (в том числе и психологической) экипажей гражданской авиации к распознаванию начала развития опасной ситуации и к действиям, необходимым для вывода воздушного судна из подобных ситуаций. Здесь и далее под СПП (на Западе используется термин Upset) будем подразумевать опасное нарушение допустимого летного положения воздушного судна, например чрезмерный крен или недопустимый угол тангажа. Сложное пространственное положение — это такое положение самолета в пространстве, когда его тангаж выше +25° или ниже –10°, крен превышает 45°. Нормальное эксплуатационное пространственное положение самолета находится в пределах всего лишь 10–13% от возможных значений (90° тангаж и 180° крен). Коммерческие пилоты подготовлены к управлению ВС на максимум 20–25% от этих значений (тангаж –10°…+30°, крен 0–45°). Но фактически при попадании ВС в сложное пространственное положение пределы, к которым подготовлены пилоты, значительно превышаются. Как правило, попадание самолета в СПП приводит к выходу самолета за ограничения по скорости полета и перегрузке.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators
- Russia’s aviation authorities anticipate seven per cent traffic decline in 2024
- Russian airlines’ traffic to BRICS countries short of 50% of the pre-pandemic level
- Aeroflot’s financials outperform pre-pandemic results
- The number of passengers at Russian airports increased by 6.7%
- Aeroflot sets record-breaking flight frequencies for key domestic routes
- Russian airlines’ April passenger traffic increased by 8.3%
- Aeroflot adapts Russian IT system for strength analysis in MRO