Взрывоопасный груз

США и Европа ужесточают досмотровые процедуры, а IATA призывает ускорить внедрение новых технологий сканирования грузов, в то время как авиаперевозчики борются за сокращение расходов.

Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Джеймс ОТТ, Цинциннати

Bследствие инцидента с найденной в картриджах для принтера взрывчаткой перевозчикам грозит ужесточение мер безопасности, которое может поставить под удар существующие производственные процессы и привести к существенному повышению расходов.
Осенью власти США запретили ввоз грузов из Йемена и Сомали, а также ввели ограничения на транспортировку картриджей и тонера для принтеров. В то же время Совет министров внутренних дел европейских стран настаивает на принятии ужесточенных правил перевозки грузов в ближайшее время.
Эти шаги являются ответной мерой в связи с обнаружением 29 октября самодельных взрывных устройств в помещениях для обработки груза компаний FedEx в Дубае и UPS в аэропорту Ист-Мидлендс в Англии. Согласно источникам из служб безопасности, обе посылки прибыли из г. Сана, столицы Йемена, на борту самолетов коммерческих авиакомпаний и должны были отправиться в США в составе груза указанных курьерских служб.
В сообщении Интерпола указаны подробности относительно содержимого посылок: в обоих случаях самодельные взрывные устройства были скрыты внутри компьютерных принтеров и упакованы в коробки, наполненные одеждой, украшениями и компакт-дисками. В качестве получателя значились фиктивные лица в Чикаго. Согласно информации Скотленд-Ярда активация взрывного устройства на борту самолета UPS и обнаруженного в аэропорту Ист-Мидлендс, "могла произойти над восточным побережьем США".
Независимо от Йеменской угрозы, с разницей в несколько дней греческим экстремистским группировкам было предъявлено обвинение в отправке 13 взрывных устройств в различные государственные структуры, в том числе в ряд посольств иностранных государств в Афинах, а также офисы канцлера Германии Ангелы Меркель, премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и президента Франции Николя Саркози. Правоохранительные органы полагают, что и эти посылки были перевезены воздушным транспортом. Одна из них была доставлена в отдел приема корреспонденции при офисе канцлера Германии, где и была обнаружена. Ни одно из этих устройств не причинило ранений или материального ущерба.
Концентрируя свое внимание на Йемене и Сомали, США применяют систему безопасности, основанную на оценке риска, — именно то, чего добивалась авиатранспортная отрасль в последние несколько месяцев. "Они усиливают меры безопасности там, где находится источник риска, то есть в конкретных странах и конкретных видах груза", — говорит Брендон Фрид, исполнительный директор Ассоциации авиагрузовых перевозчиков, штаб-квартира которой расположена в Вашингтоне. Фрид выражает надежду, что и правительственные, и отраслевые структуры адекватным образом отреагируют на реалии "нового мира", требующие все больше усилий для противостояния терроризму. По его словам, спецслужбы США выбрали правильный подход, предполагающий многоуровневую систему охраны с применением новейших технологий, служебных собак, детекторов обнаружения следов взрывчатых веществ и самых оперативных разведданных.
Федеральная служба безопасности на транспорте США (Transportation Security Administration, TSA) проводит работу с руководителями отрасли и правительствами по ускорению получения грузовых деклараций до отправки, что позволит идентифицировать и сканировать потенциально опасные (с точки зрения существующего риска и оперативной информации спецслужб) грузы. Порошковые и чернильные картриджи массой более 450 г будут запрещены к перевозке и в ручной клади, и в багаже на пассажирских самолетах, направляющихся в США. Входящие почтовые отправления принимаются после индивидуального сканирования и получения подтверждения их происхождения от официальной почтовой службы.
Совет министров внутренних дел стран ЕС обсуждает дополнительные меры. Представляющий Германию Томас де Мезьер настаивал на введении черного списка аэропортов, в которых необходимо ужесточить проверки груза, однако этот подход не был поддержан коллегами из других государств. Тем не менее все министры сошлись во мнении, что меры безопасности должны быть согласованы и усилены. Это означает, что ответственность за контроль безопасности может быть снята с перевозчиков и передана в руки силовиков. Министры признают, что требование досмотра всех грузовых отправлений нерационально с позиций финансовых затрат и сложности реализации. Однако де Мезьер указывает, что в деле обеспечения безопасности затраты неизбежны. Министры поручили рабочей группе разработать подробные предложения по новым мерам безопасности до конца 2010 г. и призвали правительства ускорить процесс их внедрения.
Выступая на конференции по авиационной безопасности во Франкфурте, администратор TSA Джон Пистол отметил: "Мы имеем дело с решительным и изобретательным врагом. Мы должны работать лучше и умнее". Он считает, что проблема может быть решена только посредством глобального сотрудничества, управления риском на основании данных разведслужб.
Отраслевые компании испытывают объяснимую тревогу по поводу возможных политических инициатив. И перевозчики и аэропорты опасаются введения повсеместного досмотра всех транзитных грузов, что сделает систему неуправляемой. Авиакомпании считают, что безопасность должна быть обеспечена еще в аэропорту отправления или даже раньше. Такое предложение высказал и генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни.
"Мы должны выстроить некое подобие логистической цепочки", — говорит он, комментируя правило, согласно которому грузы, поступающие от известных почтовых служб и аккредитованных агентов, освобождаются от необходимости усиленного досмотра. По словам Бизиньяни, досмотр должен производиться до того, как груз поступит в аэропорт.
Всеобщую озабоченность вызывает тот факт, что в то время как просканировать небольшие отправления несложно, целые палеты, используемые всеми грузовыми перевозчиками, слишком объемны и их сканирование технически невозможно. "Технологии сканирования грузов запаздывают, — говорит Бизиньяни, — мы должны поторопить разработчиков с их скорейшим производством". Перевозчики, безусловно, хотят избежать необходимости разборки палет в транзитных пунктах, так как это чудовищным образом скажется на продолжительности и стоимости обработки груза. Глава IATA настаивает на выборочном подходе, основанном на оценке степени риска. Эта стратегия оправданна еще и потому, что взрывчатые вещества, фигурировавшие в недавних инцидентах, не обнаруживаются, согласно отчету Интерпола, посредством стандартного рентгеновского оборудования.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.