Загрузка предприятий военного авиапрома России под вопросом

Су
Автор фото: Александр Копитар

Авиасалон в Жуковском остается одной из главных площадок для демонстрации достижений российского военного самолетостроения. Например, в статической экспозиции МАКС-2019 будет впервые представлен самый современный российский истребитель Су-57, который только предстоит получить Воздушно-космическим силам (ВКС) России – это должно произойти до конца текущего года. Поставки боевых тактических самолетов для ВКС РФ в течение последних двух лет по просьбе Show Observer проанализировал заместитель директора Центра АСТ Константин Макиенко. 

В 2017 и 2018 гг. поставки истребителей в ВКС России последовательно снижались по сравнению с предыдущими годами, и в количественном отношении упали примерно до уровня 2013 г. Рост поступления тактических самолетов в Минобороны России начался со стартом реализации Госпрограммы вооружения на период 2011--2020 гг. (ГПВ-2020). В 2012 г. в рамках выполнения этой программы было поставлено 39 самолетов, в 2013 г. — 61 единица, а в 2014 г. достигнут абсолютный максимум — 101 боевой и учебно-тренировочный самолет. С 2015 г. поставки начали снижаться и упали до 89 единиц в 2015 г. и 70 единиц в 2016 г. В 2017 и 2018 г. промышленность передала военным соответственно 49 и 50 ЛА.

Су-30СМ

Многофункциональный двухместный истребитель Су-30СМ создан на основе разработанных в интересах ВВС Индии истребителей Су-30МКИ. В настоящее время семейство Су-30МКИ/Су-30СМ стало самым массовым за всю постсоветскую историю — всего подписаны, построено и законтрактовано около 500 машин семейства. Заказчиками на сегодня являются шесть государств, в том числе Индия (272 ед.), Россия (116 ед.), Алжир (58 ед.), Малайзия (18 ед.), Казахстан (12 ед.) и Мьянма (6 ед.). С высокой степенью вероятности в их число войдут также Белоруссия, Армения и, возможно, Узбекистан.

В 2017 и 2018 гг. Иркутский авиационный завод (ИАЗ) ПАО "Корпорация "Иркут" поставил Вооруженным Силам России соответственно 17 и 14 многофункциональных двухместных истребителей Су-30СМ. Всего с 2012 г. для российского военного ведомства было законтрактовано 116 самолетов Су-30СМ, в том числе 96 для ВКС и 20 — для Морской авиации ВМФ РФ.

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Фронтовой бомбардировщик Су-34 стал закупаться ВВС РФ даже до начала реализации ГПВ-2020. Еще в декабре 2008 г. был заключен первый в истории постсоветской России большой контракт на серийное производство самолетов нового поколения. В рамках этого контракта ВВС закупили 32 бомбардировщика Су-32. Затем в 2012 году последовал еще более крупный заказ — сразу на 92 таких машины.

В 2017 и 2018 гг. Новосибирским авиационным заводом имени В. П. Чкалова (НАЗ) ПАО "Компания "Сухой" были сданы ВКС России соответственно 16 и 12 фронтовых бомбардировщиков Су-34. С поставкой в 2018 г. 12 новых Су-34 общее количество самолетов данного типа, переданных ВКС по контракту 2012 г., достигло 82 единиц, а общее количество Су-34, построенных по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, достигло 121 единицы. Бомбардировщик Су-34 особенно активно применяется в ходе сирийской кампании ВКС России, но пока не имеет известных экспортных заказов.

Истребитель Су-35

Новейший истребитель Су-35С закуплен ВВС России в рамках двух контрактов в количестве 98 единиц, в том числе 48 единиц по контракту 2009 г. и 50 единиц по контракту 2015 г.

Контракт 2009 г. полностью исполнен, по второму контракту в 2017 и 2018 гг. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) ПАО "Компания "Сухой" передал ВКС по десять Су-35С ежегодно. Первые десять самолетов Су-35С по данному контракту 2015 г. были построены КнААЗ в 2016 г. С учетом первого контракта 2009 г. на 48 истребителей Су-35С, ВКС России получили таким образом с конца 2012 г. до конца 2018 г. 78 серийных самолетов Су-35С. С учетом 24 истребителей экспортной модификации Су-35, построенных в 2016-2018 г. и поставленных в КНР, это дает 102 построенных серийных истребителя Су-35. Кроме того, формально действует контракт на поставку 11 машин этого типа в Индонезию, однако из-за противодействия США и нерешенности вопроса о способах оплаты этот контракт пока не исполняется.

Таблица — Поставки боевых и учебно-тренировочных самолетов в ВКС РФ в 2016-2018 гг.

 

2016

2017

2018

МиГ-29СМТ

11

--

--

Су-30М2

2

--

--

Су-30СМ

19

17

14

Су-34

16

16

12

Су-35С

12

10

10

Як-130

10

6

14

Всего

70

49

50

Выводы

Таким образом, в настоящее время можно констатировать почти полное исполнение имеющихся контрактов ВКС и МА ВМФ РФ, что в условиях снижающегося экспорта ставит вопрос о загрузке предприятий военного авиапрома России уже с 2020 г.

Второй очевидный вывод заключается в том, что ВКС и МА ВМФ России предпочитают закупать тяжелые истребители семейства "Су" и крайне неохотно заказывают истребители семейства МиГ-29. Так, в рамках выполнения ГПВ-2020 было заказано всего 16 истребителей МиГ-29СМТ, по всей видимости, из последних оставшихся на МАПО им. Дементьева (ныне Производственный комплекс номер два РСК "МиГ") заделов советского времени.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.