Заключение независимой антикоррупционной экспертизы по проекту приказа о сертификации юр. лиц, занимающихся ремонтом авиатехники
Коробкиным Александром Николаевичем, аккредитованным в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов распоряжением Минюста России от 29 ноября 2011 года № 2693-р, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза проекта приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники".
В представленном проекте Административного регламента (далее - проект), являющемся приложением к Приказу выявлены следующие коррупциогенные факторы:
- Пункта 25 проекта устанавливает срок предоставления государственной услуги не более 120 дней. С учетом продолжительности всех административных процедур, предусмотренных проектом, данный срок является избыточным и может быть сокращен, как минимум до 90 дней. Таким образом, указанный пункт противоречит пункту 3 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373), в соответствии с которым "при разработке регламентов федеральный орган исполнительной власти предусматривает оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе сокращение срока предоставления государственной услуги, а также срока выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках предоставления государственной услуги".
- Подпункт 4) пункта 27 проекта устанавливает, что для прохождения сертификации заявителям необходимо представить в Росавиацию "общие данные по производственной базе; общие данные по укомплектованности инженерно-техническим персоналом; руководство по деятельности заявителя или руководство по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники заявителя". При этом требования к объему и характеру указанных сведений проектом не установлены, что может повлечь необоснованный отказ в приеме заявки.
- Подпункт 4) пункта 27 проекта также устанавливает необходимость предоставление заявителем "списка руководящих работников" (без указания его формата и объема содержащихся в нем персональных данных), однако необходимость получения указанных персональных данных нигде не обосновывается, что позволяет предположить избыточность указанного требования согласно ст.5 Федерального закона "О персональных данных".
- Пункт 58 проекта устанавливает, что "Заявка/заявление с комплектом доказательной документации принимается не позднее чем за 120 дней до истечения срока действия сертификата соответствия организации по ТОиР AT.". Таким образом, для заявителей, уже имеющих сертификат, устанавливается дополнительное ограничение на срок подачи заявки, не предусмотренное законодательством.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается переработать текст проекта, исключив выявленные коррупциогенные факторы.
Фоменковой Викторией Юрьевной, аккредитованной в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов распоряжением Минюста России от 27.05.2011г. № 1110-р. в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", пунктом 4 11равил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96. проведена антикоррупционная экспертиза проекта Административного регламента Федеральною агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических лиц. осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.
В представленном проекте Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических лиц. осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники выявлены коррупциогенные факторы.
1. В пункте 23 проекта Административного регламента установлено, что Росавиация в ходе предоставления государственной услуги осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации. В приложении №1 в качестве подведомственной организации указано Федеральное автономное учреждение "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте".
В Уставе Федерального автономного учреждения "Государственный центр "Безопасности полетов на воздушном транспорте", утвержденном приказом Росавиации от 25.03.2011г. № 138 нет функций по участию в предоставлении государственной услуги по сертификации организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники (далее - ТОиР AT), также в Уставе не предусмотрены функции по осуществлению инспекционных проверок организаций, осуществляющих ТОиР AT.
Кроме того, учитывая, что на указанное учреждение возложены функции по участию в расследовании авиационных происшествий и инцидентов, а также оценка показателей безопасности полетов, го возложение на тот же субъект функций по сертификации приведет к конфликту интересов и может способствовать искажению результатов расследования и анализов.
Такое положение является коррупциогенным фактором, поскольку предоставление государственной услуги по проведению сертификации организаций, осуществляющих ТОиР AT Росавиацпей посредством Федерального автономного учреждения "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте" выходят за пределы компетенции вышеуказанного учреждения.
В этой связи из текста проекта Административного регламента необходимо исключить нормативные положения, предусматривающие предоставление Росавиацией государственной услуги посредством подведомственных организаций, а именно Федеральное автономное учреждение "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте".
2. Пункт 58 проекта Административного регламента содержит коррутщиогенный фактор, связанный с "юридико-лингвистическоЙ неопределенностью" и "широтой дискреционных полномочий". В данном пункте неясно сформулировано, что включает в себя понятие "доказательная документация". Это может способствовать
расширительному произвольному толкованию нормы закона со стороны сотрудников Росиавиации при выполнении ими своих служебных обязанностей и использованию
данной нормы в своих личных целях.
3. Пункт 61 проекта Административного регламента устанавливает, что специалист, ответственный за прием документов, сличает представленные экземпляры оригиналов и копий документов. Однако не определено какие документы должны предоставляться в оригинале.
Кроме того, требование предоставления подлинников делает невозможным направления документов но почте или посредством информационно-телекоммуникационных сетей.
Таким образом, данное положение содержит коррупниогенный фактор "наличие завышенных требовании к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права", поскольку устанавливает неопределенные. трудновыполнимые и обременительные требования к организациям, осуществляющих ТОиР AT.
4. Пункты 25 и 55 проекта Административного регламента содержат коррунциогенный фактор "широта дискреционных полномочий", поскольку установлен
длительный временной диапазон, что повышает коррупциогенность.
Учитывая объем предоставляемых документов, возможностей электронного документооборота, а также закрепленного в Административном регламенте общего требования предоставления государственных услуг за минимальный период времени, данный срок необходимо уменьшить.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается внести соответствующие изменения в положения проекта Административного регламента, содержащие выявленные коррупциогенные факторы в части устранения перечисленных коррупциогенных факторов.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent