Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект приказа МТ РФ "Об утверждении Правил образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий ФАВТ"

Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Правил образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий Федерального агентства воздушного транспорта" (далее соответственно – проект приказа, проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее – разработчик), и сообщает следующее.

По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта разработчиком не соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия.

В частности, не выполнены процедуры по составлению сводного отчета и проведению публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, а также его возможной доработке (при необходимости), то есть не выполнены процедуры, предусмотренные пунктами 11, 15, 17 Правил.

В соответствии с пунктом 29 Правил необходимо провести процедуры, предусмотренные пунктами 11, 15, 17 Правил, и доработать проект акта по их результатам, после чего повторно направить проект акта в Минэкономразвития России для подготовки заключения.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России считает возможным также обратить внимание разработчика на следующее.

1. Согласно абзацу второму пункта 25 Правил при направлении проекта акта в Минэкономразвития России разработчиком к проекту акта прилагается сводный отчет. При этом приложенный к проекту акта сводный отчет (10 листов) и сводный отчет, размещенный на сайте regulation.gov.ru (15 листов), существенно отличаются друг от друга, что является недопустимым.

2. Формулировка пункта 4 проекта акта не позволяет сделать однозначный вывод о том, для получения каких именно свидетельств создается квалификационные комиссии. Следует либо использовать более полную формулировку, либо сделать соответствующую ссылку на пункт постановления № 670.

3. Согласно пункту 16 проекта акта протокол проверки знания подписывают члены квалификационной комиссии, участвовавшие в проверке знаний.
В соответствии с пунктом 18 Протокол проверки знаний подписывается председателем квалификационной комиссии и участвовавшими в проведении проверки знаний членами квалификационной комиссии и заверяется печатью квалификационной комиссии. При этом согласно абзацу одиннадцатому пункта 5 постановления № 670 протокол проверки знаний подписывается председателем квалификационной комиссии и заверяется ее печатью. Считаем необходимым привести положения пунктов 16, 18 проекта акта в соответствии с положениями абзаца одиннадцатого пункта 5 постановления № 670.

4. Согласно пункту 2 проекта приказа некорректно указана дата вступления в силу приказа – 4 февраля 2013 г. Вместе с тем, согласно преамбуле приказ принимается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670 (далее – постановление № 670). При этом согласно пункту 3 постановления № 670 вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (5 февраля 2014 г.). Также, согласно разделу 13.1 сводного отчета предполагаемая дата вступления в силу проекта акта – 1 квартал 2014 г. Считаем необходимым откорректировать сроки вступления в силу проекта акта и одновременным внесением соответствующих изменений в сводный отчет.

5. Согласно пункту 6 проекта акта квалификационные комиссии осуществляют контроль знаний в помещениях Федерального агентства воздушного транспорта,
ее территориальных органов. По предложению образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, руководитель территориального органа Росавиации может принять решение о проведении контроля знаний в иных помещениях при условии выполнения требований настоящих Правил и обеспечения контроля организации проверки знаний председателем квалификационной комиссии или его заместителем.

Согласно проекту акта при обращении авиакомпании в Высшую квалификационную комиссию проведение тестирования авиационного персонала
не может производиться в помещениях организации, осуществляющей обучение авиационных специалистов.

Вместе с тем в настоящее время общее количество авиационного персонала авиакомпаний, находящихся в прямом подчинении у Росавиации, без учета специалистов по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения и авиационного персонала аэропортов, составляет более 25 тысяч человек.

При этом в проекте акта однозначно не определено, должна ли осуществляться проверка знаний квалификационной комиссией в случае замены свидетельства
в связи с получением авиационным персоналом квалификационных отметок, например, на новый тип воздушного судна, или же такая проверка осуществляется эксплуатантом.

В случае если квалификационная комиссия будет осуществлять проверку знаний в связи с получением новых квалификационных отметок, то, учитывая, что каждому авиационному специалисту необходимо многократно получать квалификационные отметки для допуска к выполнению полетов и обслуживанию воздушных судов, количество проверок знаний и выдачи свидетельств авиационному персоналу авиакомпаний в год составит более чем 75 тысяч.

В целях обеспечения бесперебойного функционирования воздушного транспорта сотрудники Росавиации должны будут ежедневно осуществлять оценку знаний авиационного персонала авиакомпаний и выдавать новые свидетельства в связи с проставлением квалификационных отметок более 300 раз. При этом количество работников и количество помещений в Росавиации ограничено, а согласно пункту 2 постановления № 670 увеличения численности работников Росавиации для реализации указанных функций не предусматривается.

В этой связи, предлагаемый порядок может привести к исключению из рабочего процесса значительного количества летных специалистов и иного авиационного персонала, ожидающего проведения проверки знаний, поскольку специалисты Роавиации не смогут обеспечить проведение экзаменов и выдачу новых свидетельств указанному числу специалистов в день.

По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.

В соответствии с пунктом 29 Правил разработчику необходимо провести процедуры, предусмотренные пунктами 11, 15, 17 Правил, и доработать проект акта
по их результатам, а также по замечаниям, представленным в указанном заключении, после чего повторно направить проект акта в Минэкономразвития России для подготовки заключения.

По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.