Запчасти на таможне

Проблема таможенного оформления запасных частей чрезвычайно актуальна

Виталий БОРДУНОВ, профессор РУДН
Александр ГИРИН, адвокат московской коллегии адвокатов "Практика"
Процесс пополнения парка российских авиакомпаний самолетами западного производства идет с нарастающими темпами — перевозчиков не останавливает необходимость выплачивать запретительную, по своему замыслу, таможенную пошлину на ввоз иностранных воздушных судов и НДС, которые в совокупности повышают затраты на аренду ВС на 41,6% от его рыночной стоимости и снижают эффективность и конкурентоспособность российских авиакомпаний. Впрочем, этими платежами избыточные расходы перевозчиков не ограничиваются. Российская таможня взимает пошлины при ввозе запасных частей к арендованным иностранным ВС. Такая практика не имеет ничего общего с Таможенным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, другими российскими законами, а также c международными обязательствами, вытекающими из международных договоров с участием России.

Новый ТК о регулировании ввоза запчастей
До недавнего времени таможенное регулирование оборота запасных частей (ЗЧ) транспортных средств (ТС) носило хаотичный, бессистемный характер. Многочисленные подзаконные акты по данному вопросу от таможенного ведомства зачастую не соответствовали Таможенному кодексу (ТК) и вступали в противоречие между собой. Отсутствовал единый подход к таможенному оформлению запчастей — для каждого вида транспорта создавались свои правила. Особенно остро эта проблема встала перед воздушными и морскими перевозчиками, осуществляющими регламентные ремонтные работы и ТО транспортных средств, предусматривающие перемещение через таможенную границу большого количества запчастей.
С принятием нового ТК основные вопросы в этой сфере были решены. Используя правовой механизм кодекса, перевозчики получили возможность гибко и оперативно реагировать на конкретные ситуации, требующие замены или ремонта запчастей ТС. Напомним, что в смысле таможенного законодательства воздушное судно, к примеру, можно считать как товаром, так и собственно транспортным средством. И в том и другом случае это порождает разные правовые последствия. Льготный статус ВС приобретает только тогда, когда оно используется для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной перевозки товаров (пп. 5, п. 1, ст. 11 ТК РФ). Казалось бы, новый Таможенный кодекс расставил все точки над i в отношении ввоза запасных частей к иностранным воздушным судам, но не тут-то было.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.