Запоздавшее лето

Прошедший летний сезон снова преподнес отечественным авиапредприятиям ставшие уже привычными сюрпризы. Прошлогодняя тенденция увеличения перевозок на внутреннем рынке не только не сохранилась, но сменилась на противоположную. Со своей стороны, пассажиропоток на международных маршрутах уверенно восстанавливает докризисные объемы. Лидеры падения в 1999 г. становятся фаворитами роста в 2000 г. Из всех оценок и прогнозов, сделанных как руководителями авиакомпаний, так и независимыми экспертами в прошлом году, сбылись только два. Во-первых, общее снижение объемов рынка по результатам 8 месяцев было незначительным, фактически минимальным за последние годы. Во-вторых, тарифы на билеты продолжают расти. Более подробное изучение ситуации, сложившейся в воздушном транспорте с начала года, позволяет сделать один простой вывод: говорить о каких-либо тенденциях на российском авиарынке бессмысленно. Он практически не поддается формализованному анализу и не позволяет строить прогнозы. Слишком велико влияние случайных и очень специфических, зачастую субъективных факторов на показатели работы компаний, их позиции и взаимоотношения.

Несбывшиеся надежды

Внутренний рынок начал демонстрировать удручающие результаты с самого начала 2000 г., но особенно ярко провал обозначился в первые месяцы летнего сезона. Авиакомпании, ожидавшие, как всегда, резкого взлета продаж и объема перевозок, в мае получили на многих, в том числе специально открытых "под лето", направлениях полный штиль. Железнодорожные поезда физически не справлялись с лавиной желающих воспользоваться их услугами, а более платежеспособная аудитория, вкусившая в прошлом году сомнительного качества российских курортов, пересела на международные чартеры в Анталию, Ларнаку, Барселону. Дополнительным фактором снижения пассажиропотока на внутренних линиях стало уменьшение количества льготных пассажиров, например военнослужащих. С одной стороны, Министерство обороны в этом году четко ограничило свой платежеспособный спрос, с другой стороны, сами авиакомпании, отчаявшиеся обивать пороги министерства с просьбами оплатить уже выполненные перевозки, не выдавали военным бесплатных билетов. Челябинское авиапредприятие отказывало депутатам-землякам, которые собирались лететь в долг; всерьез рассматривали такую возможность "Уральские авиалинии" (которым к концу лета Государственная дума задолжала 800 тыс. руб., а Совет Федерации - около 400 тыс. руб.) и ряд других компаний.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.