"Зеленый коридор" для прибывающих самолетов
Дэвид ХЬЮГ, Вашингтон
19 января в стокгольмском аэропорту Арланда самолет Boeing 737-600 авиакомпании SAS впервые выполнил заход на посадку по так называемому зеленому коридору, после того как установленная на нем бортовая система самолетовождения фирмы Smiths соединилась с центром УВД и передала ему "четырехмерную" траекторию снижения.
Название "заход на посадку по зеленому коридору", отражающее экономию топлива, снижение выбросов вредных веществ в атмосферу и уровней шума, придумала группа специалистов преимущественно из представителей европейских стран, участвующих в испытаниях системы организации движения с использованием "четырехмерной" траектории прибытия самолета (три пространственных измерения плюс время). Самолет вылетел из аэропорта Люли в Северной Швеции и впервые совершил коммерческий рейс с заходом на посадку по траектории, сформированной примерно за час до прибытия в Арланду. Это первый из сотен полетов, которые будут выполнены в рамках программы оценки и демонстрации работоспособности новой системы.
Испытания, в которых участвуют 38 самолетов Boeing 737 авиакомпании SAS, финансируются Еврокомиссией совместно с авиастроительной промышленностью, перевозчиками и другими организациями, занятыми в сфере воздушных перевозок. В их числе Boeing, Rockwell Collins, Airbus, авиакомпания SAS и шведский провайдер услуг в области аэронавигации Luftfartsverket. Созданная этими организациями группа специалистов в конце прошлого года приступила к испытаниям соответствующих каналов передачи данных.
И европейские и американские специалисты, работающие над задачей модернизации систем УВД в связи с прогнозируемым к 2020 г. и далее двойным или даже тройным ростом объемов воздушных перевозок, считают организацию движения по "четырехмерным" траекториям совершенно необходимой. Испытания на точное прибытие в аэропорт уже провели в Австралии в 2004 г. компания Boeing на самолете Boeing 747 авиакомпании Qantas и альянс Air Traffic Alliance (в его состав входят фирмы Airbus, EADS и Thales) на самолете Airbus A330.
Данные о планируемой "четырехмерной" траектории полета, отправленные вычислительной системой самолетовождения самолета Boeing 737 авиакомпании SAS перед началом снижения |
Источник: Avtech Sweden AB. |
Приведенная на рисунке "четырехмерная" траектория полета, рассчитанная вычислительной системой самолетовождения, предполагает заход на посадку по "зеленому коридору" с непрерывным снижением с высоты крейсерского полета при работе двигателя на малом газе. Траектория начинается примерно за 22 мин до касания полосы. Она была отправлена диспетчерам УВД до начала снижения. |
"Четырехмерная" траектория захода на посадку по зеленому коридору самолета Boeing 737 авиакомпании SAS в аэропорту Арланда |
Источник: Avtech Sweden AB. |
Показанная на рисунке траектория захода на посадку круче обычной. Прибытие в точно рассчитанный момент времени позволяет выполнять непрерывное снижение на режиме малого газа, без участков горизонтального полета на малых высотах. |
При заходе на посадку по "зеленому коридору" самолет может дольше оставаться на высоте крейсерского полета, прежде чем приступить к непрерывному снижению по более крутой по сравнению с обычной траектории (см. рисунки). При работе двигателей на режиме малого газа это приводит к уменьшению расхода топлива с 250 до 500 кг при каждом заходе на посадку, считает Ларс Линдберг, президент научно-исследовательской фирмы Avtech Sweden, участвующей в испытаниях.
Ожидается, что заходы на посадку по "четырехмерным" траекториям позволят увеличить пропускную способность аэропортов на 30-40%. Именно этим объясняется интерес к испытаниям со стороны европейских и американских компаний. Например, в Арланде, имеющей всего одну взлетно-посадочную полосу, суммарное число взлетов и посадок самолетов, по словам г-на Линдберга, можно будет увеличить с 45 до 60 в час.
Испытания по организации движения с заходом на посадку непосредственно со снижения уже проводятся или планируются как в США, так и в Европе.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Комментарии
bvg
вс, 28/10/2012 - 13:20
Олег Николаевич, надо бы согласиться, да не могу.
Никаких унифицированных расчетов 4-Д траектории делать не нужно. Траектория рассчитана на борту и править ее не стоит. Экипаж передает "зеленую" схему прилета, а уж УВД или принимает, или нет. С уважением, В.Бобряков