Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 2019 год
Группа "Аэрофлот" (тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала консолидированную финансовую отчетность за 2019 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Показатели отчетности, в том числе сопоставимого исторического периода, приводятся с использованием нового стандарта МСФО (IFRS) 16 "Аренда".
Ключевые финансовые результаты:
- Выручка увеличилась на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 677 881 млн руб.
- Показатель EBITDA составил 168 924 млн руб.
- Чистая прибыль составила 13 512 млн руб.
Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:
"Группа "Аэрофлот" в отчетном году показала рост по основным операционным и финансовым показателям. Увеличение пассажиропотока на 9,0%, до 60,7 млн пассажиров, позволило нарастить выручку на 10,8%, до 677,9 млрд руб. Главным финансовым результатом года для акционеров стал значительный рост чистой прибыли, которая составила 13,5 млрд руб.
Результаты года необходимо рассматривать в контексте целого ряда внешних факторов, оказавших на них определенное давление. Год начался с сохраняющихся на высоком уровне цен на керосин и курсового давления на валютный компонент наших расходов, что определило достаточно умеренные результаты первого квартала. Во втором квартале имели место значительные дополнительные расходы на топливо и потерянные доходы в результате закрытия воздушного пространства Пакистана, что увеличило полетное время в пункты Таиланда, Вьетнама, Индии и потребовало ограничений по коммерческой загрузке. В летний сезон мы работали с высокой базой прошлого года, обусловленной повышенным спросом на перевозки в период мирового первенства по футболу. Тем не менее, Группа "Аэрофлот" смогла улучшить финансовые показатели, что было обеспечено как положительным результатом высокого летнего сезона, так и кратным сокращением сезонного убытка четвертого квартала с 16,3 млрд руб. в 2018 году до 6,8 млрд руб. в 2019 году.
Улучшение четвертого квартала 2019 года стало результатом планомерной работы менеджмента в течение года по развитию инициатив по доходам и расходам: активное управление емкостями, запуск дополнительных услуг, направленных на повышение удобства наших пассажиров и строгий контроль над расходами. Наряду с простыми решениями в рамках бюджетирования и финансового контроля реализованы мероприятия, направленные на повышение внутренней эффективности, в том числе переговоры с партнерами для получения лучших финансовых условий. В результате, удельная выручка на кресло-километр выросла на 3,2% в четвертом квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при сокращении удельных затрат на 1,7%. Таким образом, давление указанных выше факторов было полностью компенсировано финансовыми результатами заключительного квартала года, несмотря на низкий сезон".
Операционное развитие и основные производственные показатели
Показатель |
4К 2019 |
4К 2018 |
Изм. |
12М 2019 |
12М 2018 |
Изм. |
Пассажиропоток, тыс. чел. |
13 990 |
13 461 |
3,9% |
60 719 |
55 710 |
9,0% |
- международные перевозки |
6 161 |
5 978 |
3,1% |
27 118 |
24 737 |
9,6% |
- внутренние перевозки |
7 830 |
7 483 |
4,6% |
33 601 |
30 973 |
8,5% |
Пассажирооборот, млн пкм |
35 985 |
34 722 |
3,6% |
156 250 |
143 150 |
9,2% |
- международные перевозки |
21 192 |
20 524 |
3,3% |
91 401 |
83 250 |
9,8% |
- внутренние перевозки |
14 793 |
14 198 |
4,2% |
64 849 |
59 901 |
8,3% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм |
45 474 |
43 682 |
4,1% |
190 855 |
173 075 |
10,3% |
- международные перевозки |
27 433 |
26 663 |
2,9% |
113 766 |
102 843 |
10,6% |
- внутренние перевозки |
18 041 |
17 019 |
6,0% |
77 089 |
70 231 |
9,8% |
Занятость кресел, % |
79,1% |
79,5% |
(0,4 п.п.) |
81,9% |
82,7% |
(0,8 п.п.) |
- международные перевозки |
77,2% |
77,0% |
0,2 п.п. |
80,3% |
80,9% |
(0,6 п.п.) |
- внутренние перевозки |
82,0% |
83,4% |
(1,4 п.п.) |
84,1% |
85,3% |
(1,2 п.п.) |
В 2019 году Группа "Аэрофлот" перевезла 60,7 млн пассажиров, что на 9,0% превышает результат 2018 года.
Основные финансовые показатели
С 2019 года в связи с требованиями нового стандарта МСФО (IFRS) 16 "Аренда" Группа "Аэрофлот" представила результаты 2018 года с учетом правил данного стандарта.
В соответствии с требованиями стандарта МСФО (IFRS) 16 обязательства по операционному лизингу были отражены в составе активов и обязательств Группы "Аэрофлот". Учитывая, что обязательства номинированы в иностранных валютах, изменение курса рубля приводит к переоценке данных обязательств, что требует отражения в финансовой отчетности эффекта от курсовых разниц. Для целей снижения волатильности от переоценок лизинга Группа "Аэрофлот" применила специальные учетные правила, которые позволяют учитывать только курсовую разницу, относящуюся к отчетному периоду, а не за весь срок аренды, что является экономически обоснованным. Данные правила применяются только с 2019 года, поэтому при пересчете показателей за 2018 год в прибыли Группы "Аэрофлот" была отражена "бумажная" курсовая разница, приходящаяся на весь срок действия лизинговых контрактов, в связи с чем чистый убыток за 2018 год составил 55 694 млн руб. В случае, если бы указанные правила учета применялись с начала 2018 года, то прибыль за период составила бы 8 669 млн руб.
Млн руб., если не указано иное |
4К 2019 |
4К 2018 |
Изм. |
12М 2019 |
12М 2018 |
Изм. |
Выручка |
153 898 |
145 225 |
6,0% |
677 881 |
611 570 |
10,8% |
EBITDA |
27 249 |
18 776 |
45,1% |
168 924 |
151 517 |
11,5% |
Рентабельность EBITDA |
17,7% |
12,9% |
4,8 п.п. |
24,9% |
24,8% |
0,1 п.п. |
Операционная прибыль / (убыток) |
(1 032) |
(6 231) |
(83,4%) |
60 663 |
60 736 |
(0,1%) |
Рентабельность по ОП |
– |
– |
– |
8,9% |
9,9% |
(1,0 п.п.) |
Прибыль / (убыток) |
(6 793) |
(38 312) |
(82,3%) |
13 512 |
(55 694) |
– |
"Бумажный" эффект от переоценки обязательств по операционной аренде ВС |
– |
(22 040) |
– |
– |
(64 363) |
– |
Cкорректированная прибыль / (убыток) |
(6 793) |
(16 272) |
(58,3%) |
13 512 |
8 669 |
55,9% |
Выручка
Млн руб., если не указано иное |
4К 2019 |
4К 2018 |
Изм. |
12М 2019 |
12М 2018 |
Изм. |
Выручка от пассажирских перевозок |
132 536 |
124 318 |
6,6% |
594 570 |
534 292 |
11,3% |
в т.ч. регулярные перевозки |
125 951 |
117 046 |
7,6% |
557 132 |
496 454 |
12,2% |
чартерные перевозки |
6 585 |
7 272 |
(9,4%) |
37 438 |
37 838 |
(1,1%) |
Выручка от грузовых перевозок |
5 669 |
6 061 |
(6,5%) |
19 282 |
18 900 |
2,0% |
Прочая выручка |
15 693 |
14 846 |
5,7% |
64 029 |
58 378 |
9,7% |
Выручка итого |
153 898 |
145 225 |
6,0% |
677 881 |
611 570 |
10,8% |
Выручка Группы "Аэрофлот" за 2019 год увеличилась на 10,8% по сравнению с 2018 годом и составила 677 881 млн руб.
Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 12,2% по сравнению с прошлым годом и составила 557 132 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока и дополнительным влиянием увеличения доходных ставок. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 1,1%, до 37 438 млн руб.
Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 2,0%, до 19 282 млн руб., по сравнению с прошлым годом на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 4,3%.
Прочая выручка увеличилась на 9,7% по сравнению с прошлым годом, до 64 029 млн руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, и ростом доходов по программе премирования пассажиров.
Переход на МСФО (IFRS) 16
С января 2019 года в учетную политику Группы "Аэрофлот" по учету договоров аренды были внесены изменения для приведения ее в соответствие с МСФО (IFRS) 16 "Аренда", который заменяет положения МСФО (IAS) 17 "Аренда" и интерпретаций, относящихся к договорам аренды.
Новый стандарт определяет принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации в отчетности в отношении операций аренды. Согласно стандарту, Группа "Аэрофлот" признает в финансовой отчетности активы и обязательства в отношении всех договоров аренды со сроком действия более 12 месяцев, за исключением случаев, когда стоимость объекта аренды является незначительной и учитывает амортизацию признанного актива в форме права пользования объектами аренды и проценты по арендным обязательствам в составе прибылей или убытков периода.
При переходе на новый стандарт Группа "Аэрофлот" приняла решение применять полный ретроспективный подход для пересчета сравнительных показателей каждого отчетного периода. Активы в форме права пользования объектов аренды и соответствующие им обязательства и финансовые активы были оценены при переходе так, как если бы новые правила применялись всегда. Таким образом, сравнительные показатели консолидированного отчета о финансовом положении, консолидированных отчетов о прибылях и убытках, о совокупном доходе и о движении денежных средств были пересчитаны в соответствии с принципами МСФО (IFRS) 16.
Значительная часть договоров аренды воздушных судов заключены Группой "Аэрофлот" в долларах США. В связи с признанием обязательств по аренде в отношении договоров операционной аренды воздушных судов при переходе на МСФО (IFRS) 16, Группа "Аэрофлот" обновила подход к оценке эффективности хеджирования и определила в качестве объекта хеджирования будущую высоковероятную выручку равную по сумме денежным потокам по договорам аренды воздушных судов на дисконтированной основе. Данное изменение имеет перспективный эффект с 1 января 2019 года.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное |
4К 2019 |
4К 2018 |
Изм. |
12М 2019 |
12М 2018 |
Изм. |
Обслуживание воздушных судов и пассажиров |
30 347 |
28 090 |
8,0% |
127 240 |
108 371 |
17,4% |
Амортизация и таможенные пошлины |
28 281 |
25 007 |
13,1% |
108 261 |
90 781 |
19,3% |
Расходы на оплату труда |
25 554 |
21 340 |
19,7% |
92 413 |
82 186 |
12,4% |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы |
8 926 |
9 470 |
(5,7%) |
31 407 |
29 328 |
7,1% |
Техническое обслуживание воздушных судов |
6 624 |
7 671 |
(13,6%) |
30 566 |
24 229 |
26,2% |
Аренда |
2 341 |
1 369 |
71,0% |
8 099 |
5 601 |
44,6% |
Прочие расходы |
7 550 |
8 610 |
(12,3%) |
28 356 |
28 474 |
(0,4%) |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива |
109 623 |
101 557 |
7,9% |
426 342 |
368 970 |
15,5% |
Расходы на авиационное топливо |
45 307 |
49 899 |
(9,2%) |
190 876 |
181 864 |
5,0% |
Операционные расходы итого |
154 930 |
151 456 |
2,3% |
617 218 |
550 834 |
12,1% |
Операционные расходы в 2019 году увеличились на 12,1% по сравнению с прошлым годом и составили 617 218 млн руб., что преимущественно связано с ростом объема операций, в частности выставленные емкости увеличились на 10,3%.
Расходы на авиационное топливо увеличились на 5,0% по сравнению с прошлым годом и составили 190 876 млн руб. Рост расходов обусловлен преимущественно операционным развитием Группы "Аэрофлот" и увеличением провозных емкостей.
Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 15,5% по сравнению с прошлым годом, до 426 342 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 127 240 млн руб., увеличившись на 17,4% по сравнению с прошлым годом, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов в российских аэропортах.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 19,3% по сравнению с прошлым годом и составили 108 261 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен увеличением среднесписочной численности парка воздушных судов Группы "Аэрофлот" в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Расходы на амортизацию после внедрения стандарта МСФО (IFRS) 16 становятся одной из наиболее значимых статей операционных расходов в связи с учетом всех воздушных судов на балансе.
Расходы на оплату труда увеличились на 12,4% по сравнению с прошлым годом, до 92 413 млн руб., что объясняется прежде всего ростом численности летного состава на фоне развития операционной деятельности.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 7,1% по сравнению с прошлым годом, до 31 407 млн руб., что связано в основном с ростом бизнеса. Группа "Аэрофлот" продолжает строгий контроль над непроизводственными расходами.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 26,2% по сравнению с прошлым годом, до 30 566 млн руб., что обусловлено увеличением объемов работ по техническому обслуживанию в связи с ростом налета часов, девальвацией рубля, а также расходами на поддержание качества продукта.
Расходы по аренде составили 8 099 млн руб. и включают расходы по краткосрочной аренде, переменным арендным платежам и аренде объектов с низкой стоимостью, которые в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 16 не признаются в качестве обязательств и активов Группы "Аэрофлот" на балансе.
Прочие расходы снизились на 0,4% по сравнению с прошлым годом и составили 28 356 млн руб.
В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 168 924 млн руб., рентабельность по EBITDA – 24,9%.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное |
4К 2019 |
4К 2018 |
Изм. |
12М 2019 |
12М 2018 |
Изм. |
Операционная прибыль / (убыток) |
(1 032) |
(6 231) |
(83,4%) |
60 663 |
60 736 |
(0,1%) |
Прибыль / (убыток) от инвестиций, нетто |
(1) |
(686) |
(99,9%) |
357 |
(689) |
– |
Финансовые доходы |
1 012 |
1 899 |
(46,7%) |
5 486 |
6 816 |
(19,5%) |
Финансовые расходы |
(11 225) |
(41 463) |
(72,9%) |
(52 050) |
(128 394) |
(59,5%) |
Реализация результата хеджирования |
(66) |
(1 863) |
(96,5%) |
(2 368) |
(6 788) |
(65,1%) |
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий |
(65) |
75 |
– |
160 |
254 |
(37,0%) |
Результат от выбытия дочерних компаний |
1 555 |
1 240 |
25,4% |
1 555 |
1 240 |
25,4% |
Финансовые доходы в 2019 году снизились на 19,5% по сравнению с прошлым годом, до 5 486 млн руб., что связано с уменьшением процентных доходов по банковским депозитам.
Финансовые расходы снизились на 59,5% по сравнению с прошлым годом, до 52 050 млн руб., что в основном связано с тем, что в 2018 году не применялось хеджирование выручки валютными обязательствами по отношению к обязательствам по лизингу, ранее классифицированному как операционному. Таким образом, "бумажная" курсовая переоценка всей суммы обязательств по операционной аренде была отражена в финансовых расходах вследствие роста курса доллара США на 20,6% в течение 2018 года.
В результате действия вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы "Аэрофлот" за 2019 год составила 13 512 млн руб.
Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное |
31.12.2019 |
31.12.2018 |
Изменение |
Кредиты и займы |
15 792 |
3 486 |
4,5х |
Обязательства по аренде |
557 124 |
655 931 |
(15,1%) |
Пенсионные обязательства |
784 |
908 |
(13,7%) |
Общий долг |
573 700 |
660 325 |
(13,1%) |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции |
25 861 |
30 148 |
(14,2%) |
Чистый долг |
547 839 |
630 177 |
(13,1%) |
В результате изменений в учетной политике, связанных с вступлением в силу стандарта МСФО (IFRS) 16, обязательства по аренде увеличились в основном на приведенную сумму обязательств по договорам аренды, ранее классифицированным как договоры операционного лизинга.
Ранее будущие платежи по данным договорам не классифицировались в качестве обязательств и не отражались в бухгалтерском балансе, при этом текущие платежи по договорам, относимым к соответствующему периоду, учитывались в составе отчета о прибылях и убытках. Таким образом, изменение объема долга по стандарту МСФО (IFRS) 16 против ранее использованного подхода является учетным ("бумажным") изменением, не связанным с реальным увеличением обязательств Компании или изменением ее финансового положения. Бизнес-модель Группы "Аэрофлот" и ее договорные обязательства не претерпели изменений.
Общий долг, отраженный на балансе Группы "Аэрофлот" в соответствии с МСФО (IFRS) 16, по состоянию на 31 декабря 2019 года снизился на 13,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2018 года и составил 573 700 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано преимущественно с переоценкой обязательств по аренде вследствие укрепления курса рубля к доллару США на 31 декабря 2019 года по сравнению с 31 декабря 2018 года, а также с погашением обязательств в соответствии с графиком платежей.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent