Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 2019 год

Выручка увеличилась на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Группа "Аэрофлот" (тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала консолидированную финансовую отчетность за 2019 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Показатели отчетности, в том числе сопоставимого исторического периода, приводятся с использованием нового стандарта МСФО (IFRS) 16 "Аренда".

Ключевые финансовые результаты:

  • Выручка увеличилась на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 677 881 млн руб.
  • Показатель EBITDA составил 168 924 млн руб.
  • Чистая прибыль составила 13 512 млн руб.

Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:

"Группа "Аэрофлот" в отчетном году показала рост по основным операционным и финансовым показателям. Увеличение пассажиропотока на 9,0%, до 60,7 млн пассажиров, позволило нарастить выручку на 10,8%, до 677,9 млрд руб. Главным финансовым результатом года для акционеров стал значительный рост чистой прибыли, которая составила 13,5 млрд руб.

Результаты года необходимо рассматривать в контексте целого ряда внешних факторов, оказавших на них определенное давление. Год начался с сохраняющихся на высоком уровне цен на керосин и курсового давления на валютный компонент наших расходов, что определило достаточно умеренные результаты первого квартала.  Во втором квартале имели место значительные дополнительные расходы на топливо и потерянные доходы в результате закрытия воздушного пространства Пакистана, что увеличило полетное время в пункты Таиланда, Вьетнама, Индии и потребовало ограничений по коммерческой загрузке. В летний сезон мы работали с высокой базой прошлого года, обусловленной повышенным спросом на перевозки в период мирового первенства по футболу. Тем не менее, Группа "Аэрофлот" смогла улучшить финансовые показатели, что было обеспечено как положительным результатом высокого летнего сезона, так и кратным сокращением сезонного убытка четвертого квартала с 16,3 млрд руб. в 2018 году до 6,8 млрд руб. в 2019 году.

Улучшение четвертого квартала 2019 года стало результатом планомерной работы менеджмента в течение года по развитию инициатив по доходам и расходам: активное управление емкостями, запуск дополнительных услуг, направленных на повышение удобства наших пассажиров и строгий контроль над расходами. Наряду с простыми решениями в рамках бюджетирования и финансового контроля реализованы мероприятия, направленные на повышение внутренней эффективности, в том числе переговоры с партнерами для получения лучших финансовых условий. В результате, удельная выручка на кресло-километр выросла на 3,2% в четвертом квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при сокращении удельных затрат на 1,7%.  Таким образом, давление указанных выше факторов было полностью компенсировано финансовыми результатами заключительного квартала года, несмотря на низкий сезон".

Операционное развитие и основные производственные показатели

Показатель

4К 2019

4К 2018

Изм.

12М 2019

12М 2018

Изм.

Пассажиропоток, тыс. чел.

13 990

13 461

3,9%

60 719

55 710

9,0%

- международные перевозки

6 161

5 978

3,1%

27 118

24 737

9,6%

- внутренние перевозки

7 830

7 483

4,6%

33 601

30 973

8,5%

Пассажирооборот, млн пкм

35 985

34 722

3,6%

156 250

143 150

9,2%

- международные перевозки

21 192

20 524

3,3%

91 401

83 250

9,8%

- внутренние перевозки

14 793

14 198

4,2%

64 849

59 901

8,3%

Предельный пассажирооборот, млн ккм

45 474

43 682

4,1%

190 855

173 075

10,3%

- международные перевозки

27 433

26 663

2,9%

113 766

102 843

10,6%

- внутренние перевозки

18 041

17 019

6,0%

77 089

70 231

9,8%

Занятость кресел, %

79,1%

79,5%

(0,4 п.п.)

81,9%

82,7%

(0,8 п.п.)

- международные перевозки

77,2%

77,0%

0,2 п.п.

80,3%

80,9%

(0,6 п.п.)

- внутренние перевозки

82,0%

83,4%

(1,4 п.п.)

84,1%

85,3%

(1,2 п.п.)

В 2019 году Группа "Аэрофлот" перевезла 60,7 млн пассажиров, что на 9,0% превышает результат 2018 года.

Основные финансовые показатели

С 2019 года в связи с требованиями нового стандарта МСФО (IFRS) 16 "Аренда" Группа "Аэрофлот" представила результаты 2018 года с учетом правил данного стандарта.

В соответствии с требованиями стандарта МСФО (IFRS) 16 обязательства по операционному лизингу были отражены в составе активов и обязательств Группы "Аэрофлот". Учитывая, что обязательства номинированы в иностранных валютах, изменение курса рубля приводит к переоценке данных обязательств, что требует отражения в финансовой отчетности эффекта от курсовых разниц. Для целей снижения волатильности от переоценок лизинга Группа "Аэрофлот" применила специальные учетные правила, которые позволяют учитывать только курсовую разницу, относящуюся к отчетному периоду, а не за весь срок аренды, что является экономически обоснованным. Данные правила применяются только с 2019 года, поэтому при пересчете показателей за 2018 год в прибыли Группы "Аэрофлот" была отражена "бумажная" курсовая разница, приходящаяся на весь срок действия лизинговых контрактов, в связи с чем чистый убыток за 2018 год составил 55 694 млн руб. В случае, если бы указанные правила учета применялись с начала 2018 года, то прибыль за период составила бы 8 669 млн руб.

Млн руб., если не указано иное

4К 2019

4К 2018

Изм.

12М 2019

12М 2018

Изм.

Выручка

153 898

145 225

6,0%

677 881

611 570

10,8%

EBITDA

27 249

18 776

45,1%

168 924

151 517

11,5%

Рентабельность EBITDA

17,7%

12,9%

4,8 п.п.

24,9%

24,8%

0,1 п.п.

Операционная прибыль / (убыток)

(1 032)

(6 231)

(83,4%)

60 663

60 736

(0,1%)

Рентабельность по ОП

 –

 –

 –

8,9%

9,9%

(1,0 п.п.)

Прибыль / (убыток)

(6 793)

(38 312)

(82,3%)

13 512

(55 694)

"Бумажный" эффект от переоценки обязательств                      по операционной аренде ВС

(22 040)

(64 363)

Cкорректированная прибыль / (убыток)

(6 793)

(16 272)

(58,3%)

13 512

8 669

55,9%

Выручка

Млн руб., если не указано иное

4К 2019

4К 2018

Изм.

12М 2019

12М 2018

Изм.

Выручка от пассажирских перевозок

132 536

124 318

6,6%

594 570

534 292

11,3%

   в т.ч. регулярные перевозки

125 951

117 046

7,6%

557 132

496 454

12,2%

            чартерные перевозки

6 585

7 272

(9,4%)

37 438

37 838

(1,1%)

Выручка от грузовых перевозок

5 669

6 061

(6,5%)

19 282

18 900

2,0%

Прочая выручка

15 693

14 846

5,7%

64 029

58 378

9,7%

Выручка итого

153 898

145 225

6,0%

677 881

611 570

10,8%

Выручка Группы "Аэрофлот" за 2019 год увеличилась на 10,8% по сравнению с 2018 годом и составила 677 881 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 12,2% по сравнению с прошлым годом и составила 557 132 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока и дополнительным влиянием увеличения доходных ставок. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 1,1%, до 37 438 млн руб.  

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 2,0%, до 19 282 млн руб., по сравнению с прошлым годом на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 4,3%.

Прочая выручка увеличилась на 9,7% по сравнению с прошлым годом, до 64 029 млн руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, и ростом доходов по программе премирования пассажиров.

Переход на МСФО (IFRS) 16

С января 2019 года в учетную политику Группы "Аэрофлот" по учету договоров аренды были внесены изменения для приведения ее в соответствие с МСФО (IFRS) 16 "Аренда", который заменяет положения МСФО (IAS) 17 "Аренда" и интерпретаций, относящихся к договорам аренды.

Новый стандарт определяет принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации в отчетности в отношении операций аренды. Согласно стандарту, Группа "Аэрофлот" признает в финансовой отчетности активы и обязательства в отношении всех договоров аренды со сроком действия более 12 месяцев, за исключением случаев, когда стоимость объекта аренды является незначительной и учитывает амортизацию признанного актива в форме права пользования объектами аренды и проценты по арендным обязательствам в составе прибылей или убытков периода.

При переходе на новый стандарт Группа "Аэрофлот" приняла решение применять полный ретроспективный подход для пересчета сравнительных показателей каждого отчетного периода. Активы в форме права пользования объектов аренды и соответствующие им обязательства и финансовые активы были оценены при переходе так, как если бы новые правила применялись всегда. Таким образом, сравнительные показатели консолидированного отчета о финансовом положении, консолидированных отчетов о прибылях и убытках, о совокупном доходе и о движении денежных средств были пересчитаны в соответствии с принципами МСФО (IFRS) 16.

Значительная часть договоров аренды воздушных судов заключены Группой "Аэрофлот" в долларах США. В связи с признанием обязательств по аренде в отношении договоров операционной аренды воздушных судов при переходе на МСФО (IFRS) 16, Группа "Аэрофлот" обновила подход к оценке эффективности хеджирования и определила в качестве объекта хеджирования будущую высоковероятную выручку равную по сумме денежным потокам по договорам аренды воздушных судов на дисконтированной основе. Данное изменение имеет перспективный эффект с 1 января 2019 года.

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное

4К 2019

4К 2018

Изм.

12М 2019

12М 2018

Изм.

Обслуживание воздушных судов и пассажиров

30 347

28 090

8,0%

127 240

108 371

17,4%

Амортизация и таможенные пошлины

28 281

25 007

13,1%

108 261

90 781

19,3%

Расходы на оплату труда

25 554

21 340

19,7%

92 413

82 186

12,4%

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

8 926

9 470

(5,7%)

31 407

29 328

7,1%

Техническое обслуживание воздушных судов

6 624

7 671

(13,6%)

30 566

24 229

26,2%

Аренда

2 341

1 369

71,0%

8 099

5 601

44,6%

Прочие расходы

7 550

8 610

(12,3%)

28 356

28 474

(0,4%)

Операционные расходы за исключением авиационного топлива

109 623

101 557

7,9%

426 342

368 970

15,5%

Расходы на авиационное топливо

45 307

49 899

(9,2%)

190 876

181 864

5,0%

Операционные расходы итого

154 930

151 456

2,3%

617 218

550 834

12,1%

Операционные расходы в 2019 году увеличились на 12,1% по сравнению с прошлым годом и составили 617 218 млн руб., что преимущественно связано с ростом объема операций, в частности выставленные емкости увеличились на 10,3%.

Расходы на авиационное топливо увеличились на 5,0% по сравнению с прошлым годом и составили 190 876 млн руб. Рост расходов обусловлен преимущественно операционным развитием Группы "Аэрофлот" и увеличением провозных емкостей.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 15,5% по сравнению с прошлым годом, до 426 342 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 127 240 млн руб., увеличившись на 17,4% по сравнению с прошлым годом, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов в российских аэропортах.  

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 19,3% по сравнению с прошлым годом и составили 108 261 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен увеличением среднесписочной численности парка воздушных судов Группы "Аэрофлот" в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Расходы на амортизацию после внедрения стандарта МСФО (IFRS) 16 становятся одной из наиболее значимых статей операционных расходов в связи с учетом всех воздушных судов на балансе.

Расходы на оплату труда увеличились на 12,4% по сравнению с прошлым годом, до 92 413 млн руб., что объясняется прежде всего ростом численности летного состава на фоне развития операционной деятельности.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 7,1% по сравнению с прошлым годом, до 31 407 млн руб., что связано в основном с ростом бизнеса. Группа "Аэрофлот" продолжает строгий контроль над непроизводственными расходами.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 26,2% по сравнению с прошлым годом, до 30 566 млн руб., что обусловлено увеличением объемов работ по техническому обслуживанию в связи с ростом налета часов, девальвацией рубля, а также расходами на поддержание качества продукта.

Расходы по аренде составили 8 099 млн руб. и включают расходы по краткосрочной аренде, переменным арендным платежам и аренде объектов с низкой стоимостью, которые в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 16 не признаются в качестве обязательств и активов Группы "Аэрофлот" на балансе.   

Прочие расходы снизились на 0,4% по сравнению с прошлым годом и составили 28 356 млн руб.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 168 924 млн руб., рентабельность по EBITDA – 24,9%.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное

4К 2019

4К 2018

Изм.

12М 2019

12М 2018

Изм.

Операционная прибыль / (убыток)

(1 032)

(6 231)

(83,4%)

60 663

60 736

(0,1%)

Прибыль / (убыток) от инвестиций, нетто

(1)

(686)

(99,9%)

357

(689)

Финансовые доходы

1 012

1 899

(46,7%)

5 486

6 816

(19,5%)

Финансовые расходы

(11 225)

(41 463)

(72,9%)

(52 050)

(128 394)

(59,5%)

Реализация результата хеджирования

(66)

(1 863)

(96,5%)

(2 368)

(6 788)

(65,1%)

Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий

(65)

75

160

254

(37,0%)

Результат от выбытия дочерних компаний

1 555

1 240

25,4%

1 555

1 240

25,4%

Финансовые доходы в 2019 году снизились на 19,5% по сравнению с прошлым годом, до 5 486 млн руб., что связано с уменьшением процентных доходов по банковским депозитам.

Финансовые расходы снизились на 59,5% по сравнению с прошлым годом, до 52 050 млн руб., что в основном связано с тем, что в 2018 году не применялось хеджирование выручки валютными обязательствами по отношению к обязательствам по лизингу, ранее классифицированному как операционному. Таким образом, "бумажная" курсовая переоценка всей суммы обязательств по операционной аренде была отражена в финансовых расходах вследствие роста курса доллара США на 20,6% в течение 2018 года.

В результате действия вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы "Аэрофлот" за 2019 год составила 13 512 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное

31.12.2019

31.12.2018

Изменение

Кредиты и займы

         15 792

3 486

        4,5х

Обязательства по аренде

       557 124

655 931

         (15,1%)

Пенсионные обязательства

              784

908

         (13,7%)

Общий долг

       573 700

660 325

         (13,1%)

Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции

         25 861

30 148

         (14,2%)

Чистый долг

       547 839

630 177

         (13,1%)

В результате изменений в учетной политике, связанных с вступлением в силу стандарта МСФО (IFRS) 16, обязательства по аренде увеличились в основном на приведенную сумму обязательств по договорам аренды, ранее классифицированным как договоры операционного лизинга.

Ранее будущие платежи по данным договорам не классифицировались в качестве обязательств и не отражались в бухгалтерском балансе, при этом текущие платежи по договорам, относимым к соответствующему периоду, учитывались в составе отчета о прибылях и убытках. Таким образом, изменение объема долга по стандарту МСФО (IFRS) 16 против ранее использованного подхода является учетным ("бумажным") изменением, не связанным с реальным увеличением обязательств Компании или изменением ее финансового положения. Бизнес-модель Группы "Аэрофлот" и ее договорные обязательства не претерпели изменений.

Общий долг, отраженный на балансе Группы "Аэрофлот" в соответствии с МСФО (IFRS) 16, по состоянию на 31 декабря 2019 года снизился на 13,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2018 года и составил 573 700 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано преимущественно с переоценкой обязательств по аренде вследствие укрепления курса рубля к доллару США на 31 декабря 2019 года по сравнению с 31 декабря 2018 года, а также с погашением обязательств в соответствии с графиком платежей.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.