По-2: простое чудо авиаконструктора Поликарпова
24 июня 1927 года состоялся первый полет лёгкого учебного самолёта У-2, который впоследствии был переименован в По-2 в честь своего создателя – авиаконструктора Николая Поликарпова. Легендарный многоцелевой У-2 дал путёвку в жизнь сотням тысяч лётчиков в СССР, имел героическое военное прошлое и много лет "тянул" на своих плечах полёты в интересах народного хозяйства. Посетители МАКС могли не раз видеть эту уникальную машину не только в исторической экспозиции на статической стоянке авиасалона, но и в небе.
История мирового авиастроения знает немало самолётов, ставших долгожителями из-за своей удачной конструкции. Одним из самых известных отечественных долгожителей является многоцелевой биплан У-2, созданный в 1927 году в СССР под руководством авиаконструктора Николая Поликарпова. Благодаря своим уникальным особенностям он стал одним из самых массовых самолётов в мире: всего с 1928 по 1953 годы было построено более 33,5 тысяч штук У-2/По-2 в различных модификациях.
Первый полет У-2 состоялся 24 июня 1927 года, пилотировал самолёт лётчик-испытатель Михаил Громов. Испытания выявили ряд недочётов, и на втором экземпляре Н. Поликарпов существенно улучшает аэродинамику, ставит эллиптические законцовки крыла и оперения, а для улучшения пилотажных характеристик использует руль направления увеличенной площади. Испытания, которые М. Громов проводит начиная с января 1928 года, показывают великолепные лётные качества доработанного самолёта. Вскоре его серийное производство запускается в Ленинграде.
Разработанный как самолёт первоначального обучения, впоследствии У-2 получил учебно-боевой вариант и нашёл широкое применение в других областях. Существовали сельскохозяйственные, связные, штабные, санитарные, пассажирские и прочие модификации У-2. Во всех версиях машина оставалась надёжной, лёгкой и послушной в управлении. Самолёт имел ряд неоспоримых достоинств: был простым и дешёвым в производстве и эксплуатации, мог совершать посадку и подниматься в воздух буквально с грунтового "пятачка", а главное – был очень лёгок в управлении и прощал многие ошибки, что делало его незаменимым для первоначального обучения. Он имел отличную статическую продольную устойчивость, при большом угле атаки и потере скорости опускал нос и вновь набирал скорость, его было практически невозможно ввести в штопор. Это настолько противоречило установившейся практике полётов на других самолётах того времени, строгих в пилотировании, что новой "летающей парте" сразу же было обеспечено всеобщее признание.
В годы войны У-2 был призван на фронт в качестве разведывательного, связного, санитарного, транспортного и боевого самолёта, оставаясь при этом фактически единственным самолётом первоначального лётного обучения: только лишь за годы войны У-2 позволил подготовить около ста тысяч лётчиков. Работал он и в роли лёгкого ночного бомбардировщика: часто "ночной тихоход" подбирался к цели бесшумно, выключив двигатели. Самолёт был незаменим для связи с партизанами и доставки им медикаментов и оружия благодаря своей способности взлетать практически с любой площадки. Число авиаполков, укомплектованных У-2, к 1943 году достигла семи десятков.
У-2 имел огромные заслуги и перед народным хозяйством. Ещё до войны биплан активно применялся в агросекторе для распыления химикатов и аэросева, а также борьбы с вредителями, наносившими ущерб людям и сельскохозяйственным угодьям. После войны на сельхозработы были направлены сотни самолётов, заслуженно получивших прозвище "кукурузник". В послевоенном СССР самолёты По-2 стали важным компонентом системы регионального авиасообщения.
Благодаря энтузиазму любителей авиации в России создана уникальная историческая коллекция машин, которая демонстрируется в том числе и на авиасалоне МАКС. Почётное место в этой коллекции наряду с истребителями и штурмовиками времён войны занимает и лёгкий многоцелевой самолёт По-2, давший "путёвку в жизнь" тысячам лётчиков в СССР и много лет тянувший на своих плечах полёты в интересах народного хозяйства. Довелось любителям авиации видеть бережно восстановленные самолёты и в небе над Жуковским: десять лет назад, на МАКС-2011 было представлено сразу два таких самолёта, причём оба прибыли на выставку "своим ходом", и даже выполнили короткий парный полёт.
Время не бережёт даже легендарные самолёты, да и требования заказчиков с каждым годом становятся всё строже и строже. Поэтому на салонах МАКС появляются самолёты и вертолёты, которые сменили По-2 в аэроклубах, над полями, в санитарной авиации. Многие из этих машин демонстрируются в обширном разделе "Малая авиация на МАКС-2021". А для оборонного ведомства созданы самолёты, которые на фоне "кукурузника" смотрятся подобно инопланетным пришельцам. Линейка современных учебно-тренировочных и учебно-боевых машин включает Як-152 и Як-130, их продемонстрирует на выставке Корпорация "Иркут". Они наглядно покажут долгий путь, который отечественная авиация прошла с момента создания легендарного У-2.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft