Утвержден и вступил в силу профстандарт для работников по организации обслуживания пассажирских перевозок воздушным транспортом
13.10.2018 года вступил в силу первый профессиональный стандарт воздушного транспорта. Соответствующим приказом Минтруда России[i] определены трудовые функции таких работников, а также требования к их образованию и опыту работы. Так, например, управление обслуживанием пассажиров воздушного судна, их багажа и ручной клади будут осуществлять, в частности: руководители или начальники служб пассажирских перевозок, старшие диспетчеры по организации авиаперевозок или по организации пассажирских, почтово-грузовых, международных авиационных перевозок. Указанные специалисты должны будут иметь высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена. Также понадобится не менее трех лет опыта работы в области организации обслуживания пассажиров, их багажа и ручной клади при среднем профессиональном образовании. При этом особых условий допуска для этих специалистов не установлено.
Согласно документу обслуживанием пассажиров воздушного судна, их багажа и ручной клади будут заниматься агенты по:
- организации обслуживания пассажирских авиаперевозок;
- контролю посадки;
- обслуживанию пассажиров в бизнес-зале, маломобильных пассажиров (инвалидов), а также специальных групп пассажиров, включая официальных лиц;
- организации дополнительного обслуживания.
Также эти трудовые функции будут выполнять старшие агенты по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок, а также дополнительного обслуживания, агенты группы сопровождения (сопровождение пассажиров специальных категорий), диспетчеры по контролю высадки пассажиров. Для работы в указанных должностях будет достаточно среднего общего образования и краткосрочного обучения или инструктажа без обязательного наличия опыта работы.
А обслуживание багажа и ручной клади пассажиров будут осуществлять диспетчеры розыска, выдачи и хранения багажа, а также агенты по розыску багажа, претензионной работе и сортировке. Требования по опыту работы и образованию будут для них такими же, как и для специалистов, обслуживающих пассажиров воздушного судна, их багажа и ручной клади.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности".
Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Теперь работодатели отрасли смогут применять данный профессиональный стандарт в системе управления персоналом, а именно:
- при формировании кадровой политики и стратегии управления человеческим капиталом;
- при организации обучения и аттестации работников;
- при разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Разработка профстандартов отрасли проводится на площадке Подкомиссии по авиации и авиационной инфраструктуре Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, ответственным разработчиком ООР "Российский Союз промышленников и предпринимателей", соразработчиками профстандарта "Работник по организации обслуживания пассажирских перевозок воздушным транспортом" являются: Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) г. Москва, ПАО "Авиакомпания "Сибирь" г. Новосибирск и ООО "Консалтинговая компания Авиаперсонал".
Профессиональный стандарт "Работник по организации обслуживания пассажирских перевозок воздушным транспортом" стал пусковым механизм модернизации системы кадрового обеспечения отрасли воздушного транспорта. В разработке и обсуждении проекта профессионального стандарта "Работник по организации обслуживания пассажирских перевозок воздушным транспортом" принимали участие ведущие авиапредприятия, ассоциации, отраслевые объединения, отраслевые компании.
Поздравляем все отраслевое сообщество со знаменательным событием!
[i] С текстом приказа Минтруда России от 07 сентября 2018 г. № 582н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по организации обслуживания пассажирских перевозок воздушным транспортом" можно ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308018/422a1830f6a0538d4573092e496d1ad0ac0bed1a/
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade