Анализ перевозок за октябрь 2016 года
Сегодня я предлагаю вам проанализировать показатели пассажирских перевозок за октябрь 2016 года. Источник данных: Росавиация (www.favt.ru).
В письме рассылки я применил не совсем стандартный — графический — подход к демонстрации результатов деятельности авиакомпаний за октябрь 2016 года. Часть диаграммы из этого подхода служит первой иллюстрацией к данному материалу. Здесь я приведу более классический вариант.
Перед вами таблица данных по пассажирским перевозкам за октябрь 2016 года в сравнении с октябрем 2015-го. В списке 33 авиакомпании, взятые из топ-35 по объему перевозок за первые 10 месяцев 2016 года (по данным ФАВТ). "Донавиа" и OrenAir исключены, так как в октябре 2016-го они уже не летали.
В таблице сведены данные по международным и внутренним перевозкам. Авиакомпании упорядочены по объему пассажирооборота. Этот показатель можно представить как аналог работы в физике — перемещение определенной массы на определенное расстояние. И, по мнению ряда экспертов, он лучше отражает проделанную авиакомпанией работу, чем просто число перевезенных пассажиров.
В столбцах с рейтингом — данные за 2016 (2015) год. Изменение рейтинга, на мой взгляд, несет дополнительную полезную информацию и, вкупе с данными по изменению показателя в %, дает более полную картину для оценки положения компании на рынке.
Октябрь 2016 (2015) | Пассажирооборот | Пассажиры | ||||
Компания | рейтинг | 2016 | изменение | рейтинг | 2016 | изменение |
"Аэрофлот — РА" | 1 (1) | 7450979 | 13% | 1 (1) | 2602074 | 11% |
"Россия" | 2 (8) | 1877653 | 203% | 3 (6) | 755918 | 113% |
"Сибирь" | 3 (3) | 1437696 | 7% | 2 (2) | 778766 | 8% |
"Уральские авиалинии" | 4 (4) | 1352765 | 11% | 5 (3) | 549921 | 15% |
Azur Air | 5 (5) | 1171806 | 38% | 8 (10) | 241536 | 14% |
ПАО "А/к "ЮТэйр" | 6 (7) | 948784 | 19% | 4 (4) | 606475 | 31% |
"Глобус" | 7 (9) | 834917 | 60% | 7 (11) | 333512 | 66% |
"Победа" | 8 (11) | 555649 | 26% | 6 (7) | 362568 | 20% |
"Северный ветер" | 9 (6) | 478470 | –40% | 10 (8) | 152062 | –41% |
"Икар" | 10 (12) | 470364 | 27% | 14 (19) | 98830 | 23% |
"ВИМ-авиа" | 11 (15) | 439290 | 62% | 9 (12) | 160230 | 28% |
"Роял Флайт" | 12 (14) | 407378 | 49% | 15 (18) | 96427 | 18% |
"НордСтар" | 13 (18) | 226074 | 28% | 13 (17) | 100904 | 21% |
АТК "Ямал" | 14 (17) | 198603 | 7% | 12 (15) | 101271 | 8% |
"Аврора" | 15 (21) | 190519 | 25% | 11 (14) | 117072 | 23% |
"Якутия" | 16 (22) | 163851 | 20% | 18 (23) | 63701 | 18% |
Red Wings | 17 (20) | 147823 | –4% | 17 (21) | 67154 | –11% |
"Нордавиа — региональные авиалинии" | 18 (23) | 111089 | 54% | 16 (22) | 75765 | 32% |
IFly | 19 (16) | 101830 | –60% | 20 (20) | 49085 | –37% |
"Алроса" | 20 (24) | 62778 | 2% | 23 (27) | 25566 | 2% |
"РусЛайн" | 21 (25) | 49138 | 2% | 19 (24) | 52371 | –1% |
"Саратовские авиалинии" | 22 (26) | 43803 | –3% | 21 (25) | 36576 | –11% |
"Ангара" | 23 (27) | 40266 | 5% | 22 (26) | 35172 | 1% |
"ИрАэро" | 24 (31) | 39232 | 72% | 24 (31) | 25283 | 30% |
"Газпром авиа" | 25 (28) | 37826 | –1% | 26 (29) | 20611 | –4% |
"Ижавиа" | 26 (30) | 30249 | 28% | 25 (32) | 22560 | 27% |
"ЮВТ-Аэро" | 27 (*) | 25239 | * | 29 (*) | 18004 | * |
"КрасАвиа" | 28 (29) | 24420 | 3% | 27 (30) | 20420 | 0% |
"Комиавиатранс" | 29 (*) | 16678 | * | 31 (*) | 15730 | * |
"Турухан" | 30 (32) | 13720 | –25% | 28 (28) | 18648 | –19% |
"Северсталь" | 31 (34) | 11130 | 6% | 30 (33) | 17768 | 11% |
"Полярные авиалинии" | 32 (*) | 5478 | * | 33 (*) | 8485 | * |
"Оренбуржье" | 33 (*) | 4850 | * | 32 (*) | 10004 | * |
В прошлом году в октябре на рынке присутствовало несколько компаний, которых сейчас уже нет. Имеет смысл их перечислить отдельно с указанием их рейтингов в 2015 году по пассажирообороту и числу перевезенных пассажиров соответственно.
- "Трансаэро" — 2; 5
- "Оренбургские авиалинии" — 10; 9
- "Донавиа"" — 19; 13
- "Когалымавиа" — 13; 16
- "Грозный авиа" (действующая авиакомпания, но не вошла в 2016 году в список 35 лучших) — 33; 34
Вы не встретите этих рейтингов в скобках, так как в октябре 2016 года эти компании по разным причинам уже не входили в список 35 лучших. При анализе изменений в рейтинге, конечно же, стоит иметь в виду, что ушли две компании из первой десятки. Таким образом, компании второй десятки как бы автоматически получили бонус в два рейтинговых места. А из третьей десятки — фактически в четыре рейтинговых места. Поэтому, если вы видите, что авиакомпания "сохранила свою рейтинговую позицию" и она не Аэрофлот, то скорее всего это означает, что либо она "просела" по показателям относительно прошлого года, либо какая-то другая компания лучше воспользовалась сложившейся в этом году ситуацией.
Для общей картины следует отметить, что и пассажирооборот и число перевезенных пассажиров в октябре 2016 года выросло по сравнению с прошлым годом на 4%.
Наиболее резкие и крупные изменения произошли с авиакомпанией Россия — она, в сравнении с прошлым октябрем, втрое увеличила пассажирооборт и более чем вдвое увеличила число перевезенных пассажиров. Это легко объяснимо, если вспомнить, что ей передали активы ушедших авиакомпаний.
Однако не только она резко изменила свое положение на рынке — Azur Air, "ВИМ-авиа" и "Роял Флайт" также существенно прибавили в объеме пассажирооборота. Можно предположить, что маршруты "Трансаэро" не остались брошенными на произвол судьбы. Очень заметно (на две трети) увеличился пассажирооборот и число перевезенных пассажиров у авиакомпании "Глобус". А вот "Северный ветер" оказалась единственной авиакомпанией первой десятки, которая сильно потеряла в числе перевезенных пассажиров и пассажирообороте, — потери составили более 40%. Остальные компании первой десятки хотя бы немного, но выросли. За пределами первой десятки сильно сдала авиакомпния IFly, потеряв две трети от пассажирооборота и треть пассажиров. А вот "ИрАэро" и "Нордавиа — региональные авиалинии" увеличили объем пассажирооборота более чем в полтора раза и примерно на треть — число перевезенных пассажиров. В целом изменений много, но остальные более мелкие.
В электронном письме еще представлен помесячный график перевозок авиакомпании "Россия" за два года — с ноября 2014-го, по октябрь 2016-го, на котором четко виден процесс перехода в другой сегмент перевозок начиная с мая 2016 года. В табличном формате это не показательно.
Если у вас есть комментарии по прочитанному — велкам. Если вы читали и вариант с диаграммами, и этот — поделитесь, что вам больше понравилось: здесь, в комментариях под этим текстом, или в ответном письме.
Ссылки по теме
Блог ведет директор IT-направления Алексей Сапожников
- 01.12.2016 Посегментный анализ перевозок в целом по гражданской авиации с 2001 года
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft