Безопасность полетов: самое слабое звено
Человек, не положивший в железобетонную плиту арматуры, из-за чего обрушился балкон, прервав жизнь другого человека – бракодел. И будет наказан (если его найдут) не за убийство – за преступную халатность. Погибший же – жертва несчастного случая.
А человек, неудачно рассчитавший нагрузки на крыло АН-10, который неправильно спроектировал, принял неверные условия эксплуатации – он кто? Бракодел? Но построить что-либо новое, не рискуя, невозможно. Кто рискнёт осудить человека девятнадцатого века, чей самодельный самолёт развалился в полёте? Он не желал таких последствий, но в условиях, когда нужно сделать шаг в доселе неизвестную область познания, ошибся. Всё равно, в чём: расчётах, выборе материала, приёмов и условий эксплуатации. Подготовке персонала, наконец.
И человечество понимает, что это – цена, которую оно платит за прогресс, за движение вперёд. Но это знание не означает, что каждое поколение инженеров должно начинать с изобретения колеса.
Несомненно и то, что с течением времени некоторые, казалось бы незыблемые, истины оказываются не такими уж очевидными. Особенно наглядно это видно в истории техники двадцатого столетия.
Его главным достижением стала информационная доступность. В двадцатом веке была немыслима ситуация венецианских мастеров, триста лет хранивших секрет амальгамы для зеркал. Уровень открытости и доступности можно – и то недолго – ограничить, разве что в интересах обороны. Но не в гражданском самолётостроении.
Прочность конструкции определяется прочностью её самого слабого звена. В организации авиатранспортного процесса этих звеньев, по большому счёту, три: Человек; Машина; Среда.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
Ведущий блога - Ширяев Дмитрий Артемьевич, заслуженный пилот России, член Комитета АЭВТ по безопасности полетов
- 17.01.2014 Остаётся постоянно, методично, упорно улучшать положение дел в подготовке пилотов; в авиации нет других факторов, кроме человеческого.
- 01.03.2008 Предлагаемые официальными лицами меры по улучшению состояния дел с подготовкой пилотов скорее всего завершатся удорожанием и снижением качества объекта внимания.
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.