Boeing спасает модель 767 за счет военных

KC-767
KC-767

24 февраля ВВС США выбрали компанию Boeing в качестве поставщика 179 самолетов-заправщиков нового поколения — на общую сумму 35 млрд долл. Boeing предложил американским военным самолет КС-767, разработанный на основе пассажирской широкофюзеляжной модели 767. Первую партию из 18 ВС американский производитель поставит до 2017 г.
Исход тендера во многом показателен. Во-первых, Boeing смог убедить американских военных в том, что надо быть патриотами и покупать технику национальных производителей, даже если ее технические характеристики уступают зарубежным аналогам. Американский авиапроизводитель добился пересмотра предыдущего решения 2008 г., когда ВВС отдали предпочтение предложению европейского концерна EADS. Напомним, что европейцы предложили заправщики, созданные на базе самолета Airbus A330-200, который конкурирует с Boeing 767 на коммерческом рынке.
Во-вторых, получив заказ ВВС США, Boeing решил внутреннюю производственную задачу, а именно получил возможность сохранить программу 767. С середины 2000-х гг. американский производитель поставляет не больше дюжины ВС этого типа в год (Airbus в 2010 г. поставил заказчикам 91 самолет семейства A330/A340). Объем заказов на эту модель резко снизился после финансового кризиса 2008–2009 гг. Если в 2008 г. Boeing получил 24 заказа на модель 767, то в 2009 г. — всего 7, а в 2010 — 3. Сейчас портфель невыполненных заказов на Boeing 767 составляет 49 машин.
Кстати, не меньшее упорство Boeing проявляет и для сохранения еще одной широкофюзеляжной программы — модели 747. Объем поставок и заказов на эту модель также неуклонно снижался; последние ВС данного типа Boeing поставил в 2009 г., а сейчас тратит деньги и усилия для разработки модернизированной версии 747-8, имея всего 33 заказа на пассажирский вариант этой машины и 74 — на грузовой.
Можно предположить, что Boeing не хочет потерять опыт производства широкофюзеляжных самолетов и пытается сохранить его любыми доступными способами. Однако отечественный опыт показывает, что так поступают не все.
Единственный выпускаемый Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) широкофюзеляжный самолет — Ил-96 — находится в ситуации, схожей с его американским аналогом Boeing 767. Последние поставки ВС этого типа состоялись в 2009 г.: три грузовых Ил-96-400 получила авиакомпания "Полет", один Ил-96-300 в VIP-компоновке был передан в президентский авиаотряд. В этом году планируется передать "Полету" четвертый самолет, а лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." рассчитывает передать СЛО "Россия" два переоборудованных Ил-96-300, ранее эксплуатировавшихся в разорившейся "КрасЭйр". На этом история Ил-96 может и закончиться, поскольку заказов  на него больше нет. В "Ильюшин Финанс Ко." говорят о том, что спроса среди отечественных перевозчиков на эту модель нет из-за высокой цены, выставляемой ОАК. Вторая причина (она же отчасти следствие отсутствия спроса) — неспособность ОАК в лице ВАСО нарастить выпуск Ил-96, который остается штучным товаром. Авиакомпании не прельщает даже то, что на этих самолетах летает высшее руководство России.
Внятных планов по будущему этой модели у ОАК, похоже, нет. Характерно, что российские авиастроители пролоббировали сохранение высоких таможенных пошлин на самолеты определенной вместимости для защиты своих региональных и узкофюзеляжных программ, но Ил-96 под эту защиту не подпадает. Пошлины на ВС вместимостью более 300 чел. были обнулены одними из первых, что осложняет жизнь удлиненному Ил-96-400, который несколько лет назад позиционировался в качестве будущего развития программы. Российские военные этими самолетами пока тоже не интересуются — ни в качестве заправщиков (в роли которых сейчас используются Ил-78, в перспективе — Ил-476), ни в качестве командных пунктов (сейчас используются варианты Ил-86).

Ведущий блога - управляющий директор "А.Б.Е. Медиа" Максим Пядушкин

Комментарии

To compare programs as Il-96 and Boeing 747-8(both 8i and 8f) is not fair, at all aspects.Reiterating the old truth about the technological level differences between Il and Boeing is not the topic here.The B747-8's problems are quite far from any experienced by Il-96 and analysis based on such presumption just could trap the innocent public in situation, where Boeing stepping fortuitously on crappy ideas, tries to sell its aircraft to the customers.

Аватар пользователя Максим Пядушкин

I don't compare the two programs by technical parameters. The point is that Boeing upgrades its widebody products to prolong their life while OAK will rather close Il-96 program to face a risk to lose expertize in widebody aircraft forever.

Unfortunately you are wrong again - the reason Il-96 to be unsuccessful is exactly pointed over the lack of expertize ..with one word ...nothing will be lost...and might be a reason to concentrate over programs and goals being achievable...and to stop waste time and money ..in such a full with ideas and knowledge science as Russian...!!!

Аватар пользователя Максим Пядушкин

Do you insist that Ilyushin that developed quite successful for its time Il-86 had no expertize in wide bodies at the time it created Il-96? I agree that its experience is outdated now, but any experience should be improved from time to time. 

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Я бы еще добавил, что весьма существенную конкуренцию для 767 сейчас представляет Boeing 787. Поэтому вариант с заправщиком очень актуален и, не исключено, эти соображения тоже учитывались при выборе победителя в тендере. В конце концов, Airbus обещал создавать новые рабочие места, а тут речь идет о сохранении существующих...

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.