Роспотребнадзор обнулил надежды на быстрое восстановление внутренних авиаперевозок

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выпустила рекомендации по недопущению распространения инфекции в сфере воздушного транспорта.
Согласно им, количество пассажиров в самолете не должно превышать 50% от общего количества посадочных мест. На этапе регистрации на рейс необходимо исключать рассадку пассажиров на посадочные места, расположенные в непосредственной близости друг к другу, в том числе относительно одного ряда впереди и одного ряда позади посадочного места.
Но на мой взгляд, без своевременной и полноценной господдержки внедрение рекомендаций Роспотребнадзора по социальному дистанцированию в самолетах ускорит процесс вхождения российских авиакомпаний в предбанкротное состояние.
Рекомендации (читай: требования) Роспотребнадзора практически невозможно отменить. Да и кто будет брать на себя ответственность подвергать сомнению обоснованность государственных мер по социальному дистанцированию, призванных минимизировать риск распространения инфекции в самолетах?
Усилия авиационного лобби в текущих условиях кажутся бессмысленными. Например, высказанное предостережение министром транспорта Евгением Дитрихом (возглавляет совет директоров ПАО "Аэрофлот") о нецелесообразности социального дистанцирования при рассадке пассажиров в самолетах, которое приведет к росту стоимости авиабилетов до 70 тыс. руб., не остановило Роспотребнадзор.
Соответственно, какими бы ни были экономические последствия от реализации предписанных рекомендаций, авиакомпании будут вынуждены какое-то время регулировать загрузку пассажирских самолетов на внутренних рейсах в пределах 50%.
Разумеется, все авиакомпании прибегнут к повышению стоимости авиабилетов. Если только государство не возьмет на себя обязательство компенсировать недополученные доходы авиаперевозчиков. А такое дорогостоящее обязательство на себя государство вряд ли возьмет.
Практически не представляется возможным сейчас с высокой степенью точности подсчитать, какой процент загрузки пассажирских кресел был бы у авиакомпаний до практического внедрения требования "загрузка не более 50%" и, соответственно, каких доходов в связи с этим недосчитаются авиаперевозчики.
Альтернативой этому может выступить полное или частичное (2/3; 50%/50%) субсидирование государством затрат авиакомпаний, связанных непосредственно с выполнением внутренних пассажирских рейсов. Но даже такая мера обойдется государству в круглую сумму, что снижает вероятность оказания государством существенной (необходимой) поддержки авиакомпаниям.
Очевидно, что потребность в господдержке у российских авиакомпаний многократно возрастет.
Тем не менее применение требования "загрузка не более 50%" в разной степени повлияет на экономическую составляющую российских авиакомпаний. Не факт, что спрос на внутренние авиаперевозки, сильно пострадавший от ограничений в ответ на пандемию и еще не скорректированный на величину влияния этой рекомендации Роспотребнадзора, сможет позволить всем авиакомпаниям с начала летнего сезона заполнить самолеты выше 50%.
Очевидно, что те авиакомпании, которые в целях стимулирования спроса на авиаперевозки недавно запустили распродажи авиабилетов на июнь по достаточно низким ценам, претендуют на загрузку кресел выше 50%.
Такие авиакомпании пострадают больше других, если временной период регулирования загрузки кресел затронет первый летний месяц, чего я не стал бы исключать.
В то же время для тех авиакомпаний, бизнес-модель которых не предусматривает ценовое стимулирование спроса, в нынешних условиях загрузка в 50%, возможно, выглядит недостижимым показателем.
Но за господдержкой вынужденно обратятся практически все авиакомпании. Для многих она станет недостаточной, а для некоторых — может сыграть роль спасательного круга.
Новые рекомендации Роспотребнадзора в течение первого этапа снятия ограничений приведут к высоким ценам на авиабилеты и существенно снизят и без того просевший спрос на авиаперевозки. В таких условиях для одних авиакомпаний целесообразнее оставаться на земле, выполнять только грузовые авиаперевозки, а для других оптимальным выходом из ситуации может стать процедура банкротства.
Ссылки по теме
Ведущий блога — обозреватель ATO.ru Максим Талавринов
- 29.05.2020 Несмотря на кризис и зарубежный опыт российские авиакомпании медлят с сокращением флота
- 27.05.2020 Будущее гражданской авиации России отдали в заложники национальному авиапрому
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade