Главное за неделю: самая успешная авиакомпания в РФ — эксплуатант Superjet 100, Tesla вертолетной индустрии, домыслы убивают карго-бизнес, Rolls-Royce продает авиаактивы

проект вертолета HX50 компании Hill Helicopters
Проект вертолета премиум-класса HX50 :: Hill Helicopters

Несмотря на заметный рост показателей перевозок в РФ в июле по сравнению с первым месяцем лета, количество перевезенных пассажиров не дотягивает и до половины от прошлогоднего уровня; на этом фоне вызывает уважением результат, достигнутый "Азимутом", единственной авиакомпанией в мире, флот которой состоит исключительно из самолетов SSJ 100. Появившиеся неподтвержденные подозрения, что коронавирус может путешествовать на авиагрузах, ставят под угрозу развитие этого важного сектора. Подражая Илону Маску, британский стартап разрабатывает вертолет премиум-класса, используя подрывные (disruptive) инновации. Об этих и других новостях — в недельной подборке самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, которую для вас подготовило "Авиатранспортное обозрение" (ATO.ru).

РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ В ИЮЛЕ: НЕ ДОТЯНУЛИ ДО ПОЛОВИНЫ

По уточненным данным авиационных властей, общий пассажиропоток российских авиакомпаний в июле (четвертый месяц разрушительного влияния на рынок пандемии COVID-19) достиг только 47,6% от прошлогоднего уровня; было перевезено всего 6,76 млн пасс. В условиях кризиса на пять крупнейших авиакомпаний (сейчас это S7 Airlines, "Победа", "Аэрофлот", "Россия" и "Уральские авиалинии") приходится уже 71,2% от общего объема перевозок. А 15 первых компаний рейтинга теперь перевозят практически всех пассажиров — 94,4% пассажиропотока. Перевозчики очень по-разному вели операционную деятельность в середине лета. Частной S7 Airlines удается удерживать лидерскую позицию четвертый месяц подряд (т. е. весь кризисный период). При этом самым прогрессирующим стал лоукостер "Победа", на который ставит вся группа "Аэрофлот"; ему даже удалось превысить на 1,6% показатели прошлого года. Впечатляющие результаты продемонстрировал "Азимут" — единственный в мире эксплуатант только самолетов Superjet 100. Базирование на Юге и флот, состоящий из небольших, 100-местных воздушных судов, помогли авиакомпании удержаться на уровне прошлого года по объему перевозок и войти в топ-10.

В условиях сохранявшегося полного запрета на регулярные международные полеты особенно сильно пострадали авиакомпании, специализирующиеся на туристических перевозках за рубеж, и безоговорочный (в обычных условиях) флагман рынка — "Аэрофлот". Национальный перевозчик обслужил на 72,0% пассажиров меньше. Крупнейший чартерный перевозчик страны Azur Air потерял 91,8% пассажиропотока, а авиакомпания Royal Flight опустилась на 27-е место, перевезя всего 2,6% от числа пассажиров в июле прошлого года. Результаты всех 15 крупнейших перевозчиков можно посмотреть здесь.

АЭРОПОРТЫ В СХОЖЕЙ СИТУАЦИИ

Схожую с авиакомпаниями динамику, естественно, демонстрируют российские аэропорты, если судить по данным, раскрытым несколькими ключевыми воздушными гаванями. Так, пассажиропоток Шереметьево, крупнейшего аэропорта России, в июле оставался низким (на 72,0% меньше прошлогоднего значения) — здесь базируется многострадальный "Аэрофлот" и не летали иностранные авиаперевозчики. Другой крупный московский аэропорт — Домодедово обслужил на 43,3% пассажиров меньше, чем годом раннее. Пассажиропоток новосибирского аэропорта, где активна S7 Airlines, оказался на 37,0% ниже, чем в июле докризисного 2019-го.

ПОДОЗРЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ БИОБЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ УГРОЖАЮТ БИЗНЕСУ

Перевозки грузов в период пандемии стали палочкой-выручалочкой для многих авиаперевозчиков по всему миру. Но и этот бизнес оказался под угрозой. Несмотря на принимаемые авиакомпаниями и аэропортами экстраординарные меры для предотвращения распространения COVID-19, появились необоснованные подозрения (отвергаемые ВОЗ), что коронавирус может путешествовать на импортированных грузах. Международные ассоциации предупреждают, что резкая, необдуманная реакция властей на подобные подозрения может оказать негативное влияние на грузоперевозки, ставшие для многих авиакомпаний единственным стабильным источником дохода в период пандемии.

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЗРАСТАЕТ

Сейчас, по понятным причинам, все силы участников авиатранспортного рынка брошены на восстановление производственной деятельности. Однако самые дальновидные из них продолжают овладевать новейшими цифровыми технологиями для получения конкурентного преимущества и повышения прибыли. Поэтому появляется все больше новостей с пометкой "IT".

В период пандемии SITA наблюдает возросший спрос на аэропортовые биометрические системы автоматизации пассажирского трафика. Именно сейчас швейцарская компания реализовала свой самый масштабный проект биометрической идентификации, в аэропорту Пекина. Данное комплексное решение, задействующее технологию распознавания лиц, позволяет организовать движение пассажиров от стойки регистрации до посадки в самолет в полностью автоматическом бесконтактном режиме, с предъявлением паспорта только один раз. В аэропорту установлено 600 точек биометрического контроля, включая 250 линий автоматических пропускных пунктов, 80 киосков регистрации и 30 станций самостоятельной сдачи багажа.

Используя технологии американской Sabre, белорусский национальный перевозчик Belavia сделал большой шаг вперед в развитии электронной коммерции. Авиакомпания получила сертификат NDC (New Distribution Capability) Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) третьего уровня, что позволит более эффективно продвигать ее контент.

S7 Airlines и Сбербанк завершают интеграцию блокчейн-решений и с сентября выводят на рынок новый сервис, который — впервые в России — позволит агентам по продаже авиабилетов, имеющим счета в Сбербанке, моментально производить расчеты с авиакомпанией через смарт-контракты с помощью виртуальной расчетной единицы — токенов.

А американская Honeywell использует блокчейн для цифровизации баз данных запчастей. Сумма транзакций на платформе GoDirect Trade за неполные два года с момента запуска превысила 8 млн долл.

AirAsia, пионер низкобюджетных перевозок в Азии, и крупнейшее китайское онлайн-тревел-агентство Trip.com Group создают стратегическое партнерство для развития туризма в ЮВА и Китае. AirAsia постепенно превращается из авиаперевозчика с цифровыми услугами в диверсифицированного игрока сферы электронной коммерции.

Данные систем бронирования свидетельствуют, что во второй половине июля внутренние авиаперевозки в РФ превысили докризисный уровень, подтверждает компания "Сирена-Трэвел" — крупнейший российский поставщик информационных технологий для предприятий авиационной отрасли.

ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛИ В УБЫТКЕ

В первом полугодии 2020 г. двигателестроительная компания Rolls-Royce получила убытки в размере 5,3 млрд фунтов. Большая доля убытков напрямую связана с негативным воздействием COVID-19 на ее бизнес в области гражданского авиастроения, а именно с сокращением совокупного налета двигателей и, соответственно, сопутствующих объемов техобслуживания, а также со снижением количества заказов на новые двигатели. В попытке поправить финансовые показатели британский производитель продаст ряд активов, расставание с которыми позволит компании сгенерировать до 2 млрд фунтов стерлингов.

Тем временем непростое положение двигателестроительной компании CFM International усугубляется продолжающимся простоем самолетов Boeing 737MAX. Ближайшая задача совместного предприятия General Electric и Safran — помощь в выводе из консервации всего парка MAX. Компания разработала руководство по возобновлению эксплуатации с целью минимизировать любые сбои и обеспечить наивысшую техническую готовность.

ВЕРТОЛЕТНАЯ ИНДУСТРИЯ В ОЖИДАНИИ РЕВОЛЮЦИИ В СТИЛЕ ИЛОНА МАСКА

Прорывной успех Илона Маска в автомобильной индустрии (Tesla) и космосе (Space X) не дает покоя интерпренерам по всему миру. Британский стартап объявил о планах разработки "революционного" пятиместного вертолета с газотурбинным двигателем для использования в деловой авиации. Джейсон Хилл, основатель компании Hill Helicopters, надеется получить первые заказы на легкий однодвигательный вертолет HX50 уже в IV квартале этого года и рассчитывает запустить серийное производство в 2023 г. Но Hill Helicopters предстоит сдвинуть горы, чтобы потеснить традиционных игроков на рынке легких вертолетов своим HX50, создаваемым с помощью "подрывных инноваций".

ПОВАЛЬНОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Реалии современного мира все больше порождают сторонников самоизоляции и "независимости" от внешнего мира. В промышленности РФ это набирающий обороты процесс импортозамещения.

На ульяновском "Авиастар-СП", входящем в Объединенную авиастроительную корпорацию, завершилась автоматизированная стыковка первого фюзеляжа тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А по бесстапельной технологии на новой поточной линии сборки. Такая технология впервые используется для сборки больших транспортных самолетов в России; она на 40% снижает трудоемкость стыковки планера и в четыре раза сокращает сроки окончательной сборки ВС. Ил-76МД-90А — глубокая модернизация самолета Ил-76, который выпускался в Узбекистане.



В рамках разработки нового газотурбинного турбовального двигателя ВК-650В, в санкт-петербургском "ОДК-Климов" ведется технологическая подготовка производства и изготовление узлов двигателя-демонстратора, к испытанию которого планируется приступить в декабре 2020 г. ВК-650В предназначен для применения на российских вертолетах легкого класса Ка-226Т, но также может быть установлен на вертолеты "Ансат" и VRT-500, т. е. должен заменить двигатели зарубежного производства. Сейчас на Ка-226 и "Ансат" устанавливаются Arrius 2G1 французской компании Safran и PW207K канадского производителя Pratt & Whitney Canada соответственно.

Инерциальная навигационная система (ИНС) российской разработки для самолета SSJ-New (модификация Superjet 100 с максимальным импортозамещением компонентов и систем) выйдет на этап испытаний после 2021 г., заявил первый замгендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" Владимир Зверев. Ожидается, что SSJ-New может быть создан к 2024 г.

Тем временем украинский авиапром избавляется от российских деталей и комплектующих на своих самолетах. ГП "Антонов" завершил сборку планера транспортного самолета Ан-178 для Министерства внутренних дел Перу. По сообщению производителя, комплектующие из РФ заменяются на аналоги украинского и западного производства.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.