Главное за неделю: выбросы самолетов сократились на 57%, ATR 72 вместо Ан-26, антирекорд "Аэрофлота", неясная судьба 14 частных авиакомпаний Китая
Новые антиковидные ограничения, вводимые с начала года, обратили вспять наметившееся восстановление отрасли авиатранспорта. Международная ассоциация воздушного транспорта считает, что перевозчикам требуется дополнительно до 80 млрд долл., чтобы дождаться стабильного восстановления рынка. В России авиакомпании просят государство продлить программу субсидирования до апреля и выделить им 12 млрд руб. Оценить масштаб финансовых проблем можно на примере финотчета "Аэрофлота" — его рекордные убытки достигли почти 100 млрд руб. в 2020 г. Но у кризиса отрасли обнаружилась положительная сторона: ограничения авиапутешествий, введенные для противодействия пандемии, привели к сокращению показателей выбросов диоксида углерода в Европе на 56,9%.
Пока российская промышленность пытается запустить в производство Ил-114-300, стареющий парк региональных ВС требует модернизации уже сейчас. Поэтому красноярская "КрасАвиа" приступила к эксплуатации европейских ATR 72-500.
Судьба 14 авиакомпаний, входящих в китайскую группу HNA и совокупно эксплуатирующих 550 самолетов, под вопросом — материнскую компанию хотят банкротить. Среди них и крупнейший частный перевозчик КНР. Вьетнамский бюджетный перевозчик VietJet смог остаться прибыльным. Минская "Белавиа" получила нового руководителя и продолжит программу модернизации за счет самолетов нового поколения Embraer 195-E2 и Boeing 737MAX. Имеющая в своем составе российских акционеров бельгийская туристическая Air Belgium покупает шесть грузовых самолетов.
В рамках программы импортозамещения российские ученые впервые изготовили демонстратор силовой конструкции крыла самолета из отечественных композиционных материалов. А еще они приступили к отработкам демонстратора гибридной силовой установки, в состав которого входит сверхпроводящий электрический авиадвигатель на самолете-лаборатории — прообраз электрического самолета.
Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").
РЕКОРДНЫЕ УБЫТКИ
Оценить весь масштаб финансовых проблем, с которыми столкнулись авиакомпании в кризис 2020 г., вызванный пандемией COVID-19, можно на примере финансового отчета, опубликованного крупнейшим российским перевозчиком. Рекордные убытки "Аэрофлота" достигли почти 100 млрд руб. На пике кризиса (в II квартале) снижение выручки составляло 85%. Результаты могли бы быть еще хуже, если бы не оптимизационные инициативы и постепенное восстановление спроса во втором полугодии: национальному перевозчику удалось обеспечить дополнительные доходы — в частности, от грузовых перевозок.
АВИАПЕРЕВОЗЧИКАМ НЕ ВЫЖИТЬ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Новые антиковидные ограничения, вводимые с начала этого года во многих регионах мира, обратили наметившееся восстановление отрасли воздушного транспорта вспять. (Так, падение пассажиропотока аэропорта Рига в январе составило более 90%.)
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) считает, что авиаперевозчикам требуется дополнительно до 80 млрд долл., чтобы пережить этот год и дождаться стабильного восстановления рынка. Влиятельная организация предупредила, что существует риск более медленного, чем ожидалось, восстановления рынка в наступившем году: спрос на пассажирские авиаперевозки может подняться только на 13% по сравнению с прошлым годом. А согласно подведенным итогам, в 2020 г. в среднем по миру спрос на пассажирские авиаперевозки сократился на 65,9%, что стало рекордным падением за всю историю существования отрасли. Пассажиропоток на международных рейсах сократился на 75,6%. Азиатские авиакомпании, например, потеряли 82,0% пассажиропотока.
В России авиакомпании просят государство продлить программу субсидирования до апреля и выделить им 12 млрд руб. Кризис продолжается из-за практически закрытых международных полетов. На ВВЛ нарастает избыток провозных емкостей, ужесточается конкуренция, что приводит к снижению тарифов, а цена нефти (а за ней и стоимость авиатоплива) вернулась на докризисный уровень — такие данные привели в S7 Airlines (крупнейшем перевозчике РФ на протяжении 9 месяцев прошлого года) на заседании комитета ТПП РФ по транспорту и Союза транспортников России.
НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА
У кризиса авиатранспортной отрасли обнаружилась по крайней мере одна положительная сторона: ограничения авиапутешествий, введенные для противодействия пандемии COVID-19, привели в прошлом году к сокращению показателей выбросов диоксида углерода в Европе на 56,9%. Интересно, что показатели существенно отличаются в разных странах Евросоюза, отражая особенности авиапарка (возраст и размерность самолетов), среднюю дальность полетов, долю грузовых и корпоративных рейсов. Так, в Бельгии, несмотря на сокращение пассажиропотока наполовину, выбросы СО2 сократились только на 30% из-за большого количества грузовых рейсов.
ATR 72 ВМЕСТО АН-26
Пока российская промышленность только пытается запустить в производство Ил-114-300, стремительно стареющий парк региональных турбовинтовых самолетов требует модернизации уже сейчас. Поэтому красноярская "КрасАвиа" приступила к использованию для коммерческих перевозок ATR 72-500, став, таким образом, третьим эксплуатантом европейских ВС в России.
72-местные ATR заменят устаревшие 43-местные Ан-24/Ан-26 советской эпохи. С их помощью принадлежащий правительству Красноярского края перевозчик планирует повысить уровень сервиса, открыть новые маршруты и улучшить экономику региональных перевозок — ATR 72 в два раза экономичнее Ан-26.
НОВЫЙ ГЛАВА БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА
Гендиректором "Белавиа" назначен 53-летний Игорь Чергинец, занимавший должность замгендиректора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности. Он сменил Анатолия Гусарова, возглавлявшего белорусского национального перевозчика с момента его основания в 1996 г. Новый руководитель пообещал продолжить программу обновления флота за счет региональных реактивных самолетов нового поколения Embraer 195-E2 и среднемагистральных Boeing 737MAX. До конца года компания планирует вывести из эксплуатации все возрастные Boeing 737 Classic.
СУДЬБА КРУПНЕЙШЕГО ЧАСТНОГО АВИАПЕРЕВОЗЧИКА КИТАЯ И ЕЩЕ 13 КОМПАНИЙ ПОД ВОПРОСОМ
Кредиторы китайской компании HNA Group, дочерними предприятиями которой является более десятка авиаперевозчиков, в том числе крупнейшая частная авиакомпания Китая Hainan Airlines, обратились в суд с требованием признания группы банкротом. Причиной иска стала полная неспособность группы обслуживать свои долговые обязательства. Судьба 14 авиакомпаний, входящих в HNA, совокупно эксплуатирующих 550 самолетов, под вопросом. Группа также является мажоритарным акционером Bohai Capital, которая, в свою очередь, владеет 70% крупной лизинговой компании Avolon.
ПРИБЫЛЬНЫЙ ВЬЕТНАМСКИЙ ЛОУКОСТЕР
Вьетнамская низкобюджетная авиакомпания Vietjet Air закончила кризисный 2020 г. с чистой прибылью в 3 млн долл. Среди секретов успеха высокий уровень неавиационных доходов (половина выручки), расширение бизнеса грузоперевозок, хеджирование топлива, организация собственного подразделения наземного обслуживания. С учетом льгот, предоставленных правительством страны, налоговых каникул, снижения аэропортовых сборов и стоимости аэронавигационного обслуживания Vietjet считает себя достаточно сильной и готовой к восстановлению рынка".
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОЗЧИК ЗАПУСКАЕТ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ
Имеющая в своем составе российских акционеров бельгийская авиакомпания Air Belgium, специализирующаяся на дальнемагистральных перевозках на курортных направлениях, диверсифицирует бизнес в грузоперевозки. Компания стремится довести свой грузовой парк до шести единиц к концу текущего года.
В 2018 г. благодаря российским акционерам, полагают эксперты, Air Belgium получила разрешение на транзитные пролеты над территорией РФ, что открыло бельгийскому стартапу возможность выполнения беспосадочных дальнемагистральных рейсов в Азию. Разрешения на авиатранзит не смогли добиться другие, более серьезные перевозчики — например, Aigle Azur, Norwegian и WOW Air.
РОССИЙСКИЕ АВИАИННОВАЦИИ
Российские институты впервые разработали и изготовили демонстратор силовой конструкции крыла самолета из отечественных композиционных материалов. Выполняя задачу оценки возможности импортозамещения используемых материалов на новые российские, специалисты ЦАГИ и СибНИА сконструировали и изготовили из отечественных полимерных композиционных материалов демонстратор силовой конструкции крыла перспективного 9-местного самолета.
Другим перспективным направлением, над которым работают российские ученые, является технология малошумных и экологичных электрических силовых установок. 5 февраля на аэродроме в Новосибирске начался этап наземных отработок самолета — летающей лаборатории Як-40 с демонстратором гибридной силовой установки, в состав которого входит сверхпроводящий электрический авиадвигатель.
Применение гибридных технологий в авиации позволит уменьшить расход топлива до 70% и существенно сократить вредные выбросы.
Ссылки по теме
Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.
- 31.12.2022 КОММЕРЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ
- 07.04.2022 Самые важные новости гражданской авиации России и мира
- 27.02.2022 Самые важные новости гражданской авиации России и мира
- 20.02.2022 Самые важные новости гражданской авиации России и мира
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent