"Аэрофлот" предлагает учить по-новому
Российские летные училища сегодня выпускают недостаточно пилотов; к тому же они обучены по устаревшим программам и не способны управлять современными самолетами, причем не только зарубежного производства. И Ту-204/214 и Ил-96, не говоря уже о Superjet-100 и МС-21, оборудованы "стеклянными" кабинами, которые предполагают другое управление самолетом, другую философия полета. Для решения проблемы нехватки пилотов "Аэрофлот" предпринимает ряд действий, в том числе рассматривает возможность создания собственной летной школы.
В конце января на заседании научно-практического семинара "Летная эксплуатация ВС" с докладом "Новая концепция подготовки профессиональных пилотов России" выступил Станислав Тульский, заместитель гендиректора по организации летной работы и директор летного комплекса "Аэрофлота". Он рассказал о неотложных мерах, которые необходимо принять для решения проблемы летных кадров. Во всей России осталось немногим более 10 тыс. пилотов, и отток составляет до 10% в год — как за счет списания с летной работы по возрасту или состоянию здоровья, так и по причине ухода в иностранные авиакомпании. Только "Аэрофлот" за последние четыре года потерял почти сотню высококвалифицированных летчиков — спрос на них высок во всем мире, а пилоты из России уже показали себя с лучшей стороны.
Планы развития "Аэрофлота" предусматривают в период 2007-2010 гг. приобретение 83 ВС (в том числе 16 широкофюзеляжных, 40 узкофюзеляжных и 27 региональных). Одновременно предстоит вывод из эксплуатации 11 Ту-134 и 25 Ту-154, что позволит переучить летный состав на новые типы ВС. Кроме того, по данным отдела кадров летного комплекса "Аэрофлота", ежегодно списывается по возрасту и по болезни около 6% пилотов, переходят на работу в другие авиакомпании около 2% пилотов, что в итоге составляет до 80 специалистов в год. В связи с этим общая потребность в пилотах увеличивается и на период до 2010 г. включительно составляет 1133 пилота, т. е. дефицит с учетом внутренних резервов летного комплекса — 728 пилотов, или 230 чел. в год.
Ситуацию можно назвать критической, поскольку все высшие и средние летные учебные заведения России ежегодно выпускают не более 120 пилотов, — получается, что их мощностей недостаточно даже для удовлетворения потребности одного только "Аэрофлота". При этом учебные программы остались на том же уровне, что и 40 лет назад, т. е. в России просто нет системы подготовки пилотов для современных самолетов со "стеклянной" кабиной (в которой вся пилотажная и навигационная информация выводится на многофункциональные ЖК-индикаторы).
Вот почему требуется создание современной системы подготовки авиационного персонала на основе интеграции производственного и учебно-научного потенциала не только российской, но и мировой гражданской авиации с учетом стандартов и рекомендуемой практики ICAO. Концепция, предлагаемая "Аэрофлотом", предусматривает единую специальную базовую подготовку летного состава в средних и высших учебных заведениях России. Не вдаваясь в подробности учебных планов, можно сказать, что выпускник после окончания учебного заведения должен пойти сразу на реактивный самолет вторым пилотом.
Различные методики подготовки пилотов для ВС со "стеклянной" кабиной осваиваются в разных странах. В США это программа MPL; сходные программы уже испытаны в Германии и Франции. "Аэрофлот", принимая за основу опыт европейских школ, предлагает программу продолжительностью 79 недель, из которых 30 недель (767 ч) отводится на теоретическую подготовку и 49 недель (230 ч) — на летную практику, причем реальный налет составит 150 ч, а 80 ч — занятия на тренажере (в программе MPL тренажерная подготовка занимает 180 ч, налет на самолете — 60 ч).
Для первоначального обучения предлагается использовать одномоторный самолет австрийской фирмы Diamond Aircraft — DA-40 Diamond Star стоимостью 300 тыс. евро, а в качестве выпускного — двухмоторный DA-42 Twin Star стоимостью 400 тыс. евро. Обе машины оборудованы "стеклянными" кабинами, имеют низкий расход топлива (20 и 54 л/ч соответственно), для них есть полнофункциональные тренажеры, позволяющие проводить практически полную подготовку.
Безусловно, решить проблему с пилотами в масштабах всей страны силами "Аэрофлота" невозможно, требуется активное участие государства. В Министерстве транспорта обсуждается проект создания летно-методического центра ГА, в котором можно было бы собрать и обобщить все программы, стандарты, методики, создать школу подготовки пилотов-инструкторов. А подготовку пилотов на конкретные типы ВС лучше проходить непосредственно в авиакомпаниях, соблюдая при этом единый высокий уровень обучения. Расходы должны понести и государство, и авиакомпании, а банки могут инвестировать средства в обучение пилотов. Реализация предполагаемых мероприятий позволит создать в России школу первоначальной подготовки пилотов, соответствующую международным требованиям и стандартам, и обеспечить подготовку необходимого количества пилотов.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft