"Аэрофлот" завершил финансовый год с чистой прибылью впервые с начала пандемии

Как и ранее объявленные итоги по РСБУ, финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 2024 год по международным стандартам (МСФО) оказались достойными.
- Выручка выросла на 40,0% и достигла 856,8 млрд руб.
- Скорректированная EBITDA выросла на 18,4%, до 237,6 млрд руб.
- Чистая прибыль за 2024 год составила 55,0 млрд руб. (против убытка в 14,0 млрд руб. в 2023 году).
В прошлом году Группа (в которую входят авиакомпании "Аэрофлот", "Россия" и "Победа") значительно улучшила операционные и финансовые результаты и впервые с 2019 года завершает финансовый год с чистой прибылью. Крупнейшая российская группа сумела адаптировать бизнес-модель сначала под эпидемиологические, а затем под геополитические ограничения за счет увеличения предложения на внутреннем рынке и используя возможности и доступные направления международных полетов.
Динамика операционных показателей является основополагающим фактором роста финансовых результатов. По итогам 2024 года Группа "Аэрофлот" перевезла 55,3 млн пассажиров, что на 16,8% больше год к году, при этом превысив объемы пассажирских перевозок допандемийного 2019 года (без учета международного трансфера). Достигнутые объемы и повышение операционной эффективности, прежде всего за счет роста занятости кресел, при контроле управляемых статей затрат внесли определяющий вклад в улучшение рентабельности.
Примечательно, что по итогам двух лет трафик вырос почти на 15 млн пассажиров, что обеспечило необходимый эффект масштаба для покрытия постоянных затрат.
"Получение материальной чистой прибыли и ее дальнейшее поддержание в условиях растущих расходов на керосин, аэропортовые сборы и персонал особенно важны, так как это является необходимостью при капиталоемкой модели для обеспечения российского рынка перевозок необходимым емкостным предложением", — отметил Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот".
Выручка Группы за 2024 год выросла на 40,0% по сравнению с 2023 годом и достигла 856,8 млрд руб. Основной контрибутор — выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 41,5%, до 797,8 млрд руб., от грузовых перевозок увеличилась на 37,4%.
На фоне расширения производственной программы и увеличения провозных емкостей (на 18,0%) операционные расходы увеличились на 27,3%, до 745,5 млрд руб. Отмечается рост по всем основным статьям затрат, в том числе на топливо, аэропортовые сборы, оплату труда, а также на ТОиР воздушных судов, что связано с ростом не только количества рейсов, но и стоимости товаров и услуг в цепочке поставок.
Расходы на авиатопливо увеличились на 38,6% и составили 303,9 млрд руб. Рост расходов на керосин (стоимость тонны выросла на 15,0%) частично компенсирован выплатами по топливному демпферу.
Рост расходов на обслуживание воздушных судов и пассажиров (на 32,2%, до 149,2 млрд руб.) обусловлен расширением программы полетов и повышением тарифов аэропортов.
Инициативы по улучшению условий труда сотрудников и рост производственной программы на 28,9% увеличили расходы на оплату труда до 99,9 млрд руб.
Группа продолжает уделять внимание обеспечению летной годности и ремонту воздушных судов для увеличения налета по парку. В результате совокупный налет по флоту превысил 1 млн ч, показав рост на 15,1% к прошлому году. Поддержание флота "на крыле" потребовало значимых инвестиций.
Затраты на ТОиР самолетов увеличились в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом, до 57,1 млрд руб. Значительный рост связан с низкой базой 2023 года (когда формировались новые логистические цепочки поставок комплектующих), а также со значительным ростом стоимости комплектующих. Тем не менее поддержание летной годности и безопасности полетов является ключевым и безусловным приоритетом "Аэрофлота", в связи с чем в Группе подчеркнули, что осуществление технического обслуживание воздушных судов продолжится вне зависимости от его стоимости.
Показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) за 2024 год составил 214,1 млрд руб. Скорректированный на эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, создание резервов под ожидаемые кредитные убытки и другие единоразовые эффекты показатель EBITDA составил 237,6 млрд руб.
Чистая прибыль Группы "Аэрофлот" за 2024 год составила 55,0 млрд руб. (против убытка в 14,0 млрд руб. в 2023 году) и содержит эффект отрицательной валютной переоценки и ряд других эффектов.
Банковский долг и задолженность по облигациям снизились на 49,3%, до 44,7 млрд руб. При этом, кредитные рейтинги "Аэрофлота" улучшились в 2024 году: Эксперт РА в апреле повысил рейтинг сразу на две ступени — до ruAA, прогноз стабильный, подтвердив данный рейтинг в ноябре. В июле "Аэрофлот" впервые получил рейтинг от агентства АКРА — также на уровне АА(RU), прогноз стабильный.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade