Аэрокосмический сектор Китая крайне уязвим к санкциям
ATO.ru — В случае развития китайско-тайваньского конфликта США и страны "Большой семерки" G7 могут применить секторальные санкции, чтобы ослабить зависимый от Запада аэрокосмический сектор Китая. Об этом говорится в только что опубликованном отчете американской исследовательской фирмы Rhodium Group.
В докладе отмечается крайняя уязвимость аэрокосмического сектора Китая — отрасли, которую китайский лидер Си Цзиньпин рассматривает как неотъемлемую часть общей национальной мощи своей страны. Аэрокосмическая промышленность является одним из 10 секторов, выделенных в стратегическом плане развития передовых технологий страны Made in China 2025.
Огромные амбиции Си Цзиньпина в области авиации и космоса невозможно осуществить без импорта двигателей и компонентов, который США и их партнеры по G7 могут остановить, чтобы наказать КНР, если она нападет на Тайвань. Rhodium отмечает, что только 14 поставщиков первого уровня нового китайского среднемагистрального самолета COMAC C919 являются местными, причем семь из них — совместные предприятия с иностранными партнерами. Учитывая, что три основные программы китайских гражданских самолетов задействуют двигатели иностранного производства, для которых нет китайской альтернативы, зависимость от этих зарубежных поставщиков является “наиболее критической уязвимостью Пекина”, говорится в отчете Rhodium.
“Двигатели являются самым слабым звеном в планах развития гражданской авиации Китая, — заявлял в марте Ричард Абулафиа, управляющий директор консалтинговой компании AeroDynamic Advisory. — Планеры, самолетные системы и технологии сложно разработать, но реактивные двигатели находятся на совершенно другом уровне с точки зрения барьера входа”.
По оценкам Rhodium, если весь экспорт с Запада в COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China) и AVIC (Aviation Industry Corporation of China) был бы запрещен, а это изделия аэрокосмической промышленности на сумму около 2,2 млрд долл., то будущее сектора гражданской авиации Китая оказалось бы под угрозой. Без доступа к зарубежной продукции Пекину было бы трудно поддерживать массовое производство как регионального реактивного ARJ21 (использует двигатели GE), так и C919 (на нем установлены двигатели CFMI).
Однако такие санкции не только ослабят аэрокосмический сектор Китая, но и приведут к существенным потерям для иностранных компаний. Пекин может сократить экспорт своей аэрокосмической продукции в страны G7, который значителен (1,2 млрд долл. в 2017 году). “Хотя большинство изделий являются низкотехнологичными, их непросто заменить в краткосрочной перспективе”, — отмечается в отчете. Например, нехватка проводных разъемов во время пандемийного карантина в 2022 году привела к задержкам в производстве Boeing 737MAX.
Маловероятно, что Китай прекратит закупки самолетов Airbus и Boeing. Аналитики Rhodium отмечают, что хотя Пекин может затягивать с покупкой самолетов у обоих производителей, но реальность такова, что у Китая нет альтернативы большинству типов ВС, производимых дуополией. Даже внесение в черный список только одной из этих компаний может создать проблемы для Китая, поскольку другая не сможет обеспечить потребности страны в полном объеме.
Также отмечается, что санкции в отношении COMAC и AVIC могут нанести побочный ущерб международным аэрокосмическим компаниям, инвестировавшим в них. По оценкам Rhodium, с 2000 года американские и британские компании, а также компании, базирующиеся в государствах — членах ЕС, инвестировали около 3,7 млрд долл. в аэрокосмический сектор Китая. Значительная часть этих инвестиций связана с AVIC и COMAC, в частности с линией окончательной сборки самолетов семейства Airbus A320 в Тяньцзине, на которую приходится около 10% ежемесячного производства европейского аэрокосмического гиганта.
Наконец, иностранные инвесторы пострадают от потери собственного капитала и долговых обязательств AVIC. По оценкам Rhodium, по состоянию на апрель иностранные пакеты акций 24 дочерних компаний AVIC, зарегистрированных на бирже, составили 1,4 млрд долл., или 1,4% от их совокупной рыночной капитализации. Номинированный в долларах долг, выпущенный AVIC и дочерними компаниями, составил 3,8 млрд долл., что составляет около 21% от общего объема выпущенных долговых обязательств.
Учитывая, насколько Китай тесно связан с мировой экономикой, Rhodium приходит к выводу, что оправдать столь жесткие санкции в отношении его аэрокосмического сектора было бы сложно, хотя потери Китая были бы больше, чем у иностранных аэрокосмических компаний.
Также возникает вопрос, поддержат ли европейские члены G7 меры, которые нанесут серьезный ущерб Airbus, а он, похоже, более чем когда-либо закладывается на китайский рынок. Гендиректор Airbus Гийом Фори участвовал в государственном визите президента Франции Эммануэля Макрона в Китай в апреле, во время которого компания объявила о строительстве второй линии окончательной сборки в Тяньцзине. Китай является “очень важным стратегическим партнером Airbus”, — заявил Фори китайским государственным СМИ в апреле. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent