Аэрокосмический сектор Китая крайне уязвим к санкциям

Но учитывая тесную связь КНР с мировой экономикой, оправдать жесткие санкции Западу сложно
Аэрокосмический сектор Китая крайне уязвим к санкциям
:: COMAC

ATO.ru — В случае развития китайско-тайваньского конфликта США и страны "Большой семерки" G7 могут применить секторальные санкции, чтобы ослабить зависимый от Запада аэрокосмический сектор Китая. Об этом говорится в только что опубликованном отчете американской исследовательской фирмы Rhodium Group.

В докладе отмечается крайняя уязвимость аэрокосмического сектора Китая — отрасли, которую китайский лидер Си Цзиньпин рассматривает как неотъемлемую часть общей национальной мощи своей страны. Аэрокосмическая промышленность является одним из 10 секторов, выделенных в стратегическом плане развития передовых технологий страны Made in China 2025.

Огромные амбиции Си Цзиньпина в области авиации и космоса невозможно осуществить без импорта двигателей и компонентов, который США и их партнеры по G7 могут остановить, чтобы наказать КНР, если она нападет на Тайвань. Rhodium отмечает, что только 14 поставщиков первого уровня нового китайского среднемагистрального самолета COMAC C919 являются местными, причем семь из них — совместные предприятия с иностранными партнерами. Учитывая, что три основные программы китайских гражданских самолетов задействуют двигатели иностранного производства, для которых нет китайской альтернативы, зависимость от этих зарубежных поставщиков является “наиболее критической уязвимостью Пекина”, говорится в отчете Rhodium.

“Двигатели являются самым слабым звеном в планах развития гражданской авиации Китая, — заявлял в марте Ричард Абулафиа, управляющий директор консалтинговой компании AeroDynamic Advisory. — Планеры, самолетные системы и технологии сложно разработать, но реактивные двигатели находятся на совершенно другом уровне с точки зрения барьера входа”.

По оценкам Rhodium, если весь экспорт с Запада в COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China) и AVIC (Aviation Industry Corporation of China) был бы запрещен, а это изделия аэрокосмической промышленности на сумму около 2,2 млрд долл., то будущее сектора гражданской авиации Китая оказалось бы под угрозой. Без доступа к зарубежной продукции Пекину было бы трудно поддерживать массовое производство как регионального реактивного ARJ21 (использует двигатели GE), так и C919 (на нем установлены двигатели CFMI).

Однако такие санкции не только ослабят аэрокосмический сектор Китая, но и приведут к существенным потерям для иностранных компаний. Пекин может сократить экспорт своей аэрокосмической продукции в страны G7, который значителен (1,2 млрд долл. в 2017 году). “Хотя большинство изделий являются низкотехнологичными, их непросто заменить в краткосрочной перспективе”, — отмечается в отчете. Например, нехватка проводных разъемов во время пандемийного карантина в 2022 году привела к задержкам в производстве Boeing 737MAX.

Маловероятно, что Китай прекратит закупки самолетов Airbus и Boeing. Аналитики Rhodium отмечают, что хотя Пекин может затягивать с покупкой самолетов у обоих производителей, но реальность такова, что у Китая нет альтернативы большинству типов ВС, производимых дуополией. Даже внесение в черный список только одной из этих компаний может создать проблемы для Китая, поскольку другая не сможет обеспечить потребности страны в полном объеме.

Также отмечается, что санкции в отношении COMAC и AVIC могут нанести побочный ущерб международным аэрокосмическим компаниям, инвестировавшим в них. По оценкам Rhodium, с 2000 года американские и британские компании, а также компании, базирующиеся в государствах — членах ЕС, инвестировали около 3,7 млрд долл. в аэрокосмический сектор Китая. Значительная часть этих инвестиций связана с AVIC и COMAC, в частности с линией окончательной сборки самолетов семейства Airbus A320 в Тяньцзине, на которую приходится около 10% ежемесячного производства европейского аэрокосмического гиганта.

Наконец, иностранные инвесторы пострадают от потери собственного капитала и долговых обязательств AVIC. По оценкам Rhodium, по состоянию на апрель иностранные пакеты акций 24 дочерних компаний AVIC, зарегистрированных на бирже, составили 1,4 млрд долл., или 1,4% от их совокупной рыночной капитализации. Номинированный в долларах долг, выпущенный AVIC и дочерними компаниями, составил 3,8 млрд долл., что составляет около 21% от общего объема выпущенных долговых обязательств.

Учитывая, насколько Китай тесно связан с мировой экономикой, Rhodium приходит к выводу, что оправдать столь жесткие санкции в отношении его аэрокосмического сектора было бы сложно, хотя потери Китая были бы больше, чем у иностранных аэрокосмических компаний.

Также возникает вопрос, поддержат ли европейские члены G7 меры, которые нанесут серьезный ущерб Airbus, а он, похоже, более чем когда-либо закладывается на китайский рынок. Гендиректор Airbus Гийом Фори участвовал в государственном визите президента Франции Эммануэля Макрона в Китай в апреле, во время которого компания объявила о строительстве второй линии окончательной сборки в Тяньцзине. Китай является “очень важным стратегическим партнером Airbus”, — заявил Фори китайским государственным СМИ в апреле. — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.