Альянс на кону
Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Адриан ШОФИЛД, Вашингтон
В этом году oneworld ожидает серьезное испытание, которое с большой долей вероятности определит дальнейшую судьбу этого авиационного альянса. На рассмотрении в Министерстве транспорта США находится третья по счету заявка на освобождение от антимонопольного регулирования (Anti-Trust Immunity, ATI), поданная двумя членами oneworld — British Airways и American Airlines. Две авиакомпании намерены сотрудничать на рынке трансатлантических перевозок, но будет ли этот план одобрен американскими законодательными органами, пока неизвестно.
Председатель совета директоров BA Мартин Браутон предупреждает, что, если заявка не будет одобрена, это может расколоть oneworld. "Американская сделка очень важна [для BA], — заявил он в интервью британской Daily Telegraph. — Она стоит кучу денег (сотни миллионов) и потенциально способна предотвратить развал альянса".
По словам Браутона, если American и BA не разрешат согласовывать тарифы на авиабилеты и расписания рейсов, судьба oneworld будет поставлена под угрозу.
В отличие от двух других трансатлантических партнерств (между Lufthansa и United Airlines и между Delta Air Lines и группой Air France — KLM) American и BA уже два раза получали отказ в удовлетворении своей заявки. По мнению компетентных авиационных органов, обе компании и без того пользуются солидными преимуществами в лондонском аэропорту Хитроу. После заключения в 2008 г. соглашения о режиме открытого неба между США и Евросоюзом перевозчики снова подали заявку, утверждая, что отныне препятствий для свободной конкуренции в Хитроу больше нет. В этот раз к авиакомпаниям присоединился еще один член oneworld — испанская Iberia. Существует мнение, что удовлетворение этой трехсторонней заявки может открыть перспективы более широкого использования код-шеринговых соглашений между членами альянса.
BA надеется, что заявку одобрят достаточно быстро, чтобы позволить им с American согласовывать свои расписания уже со следующей зимы. В декабре прошлого года министерство транспорта запросило у обоих перевозчиков дополнительную информацию, в том числе относительно их планов консолидации с авиакомпаниями в других регионах, в первую очередь с австралийской Qantas. Кроме того, министерство отправило запрос оператору британских аэропортов BAA о состоянии конкуренции в Хитроу. По словам руководства oneworld, сбор этой информации может занять несколько недель.
После получения ответов на свои вопросы министерство транспорта должно будет определить, оформлена ли заявка по всем правилам. Если это так, у него будет шесть месяцев, чтобы вынести решение. Источники в отрасли сообщают, что количество протестов со стороны конкурентов в отношении заявки BA и American в последнее время уменьшилось. Однако некоторые авиакомпании, прежде всего Virgin Atlantic, основной конкурент BA на трансатлантическом рынке, по-прежнему требуют, чтобы сделку заблокировали или по крайней мере чтобы необходимым условием ее одобрения стала передача конкурентам части слотов взлета-посадки BA в Хитроу.
На Капитолийском холме к этой сделке тоже относятся неоднозначно. Опасаясь, что члены альянсов oneworld и Star Alliance могут получить излишний иммунитет от антимонопольного регулирования, руководство юридического комитета Сената обратилось в министерства транспорта и юстиции. "Министерству транспорта следует быть более осмотрительным в использовании своих законодательных полномочий при освобождении авиакомпаний от антимонопольного регулирования, — говорится в тексте обращения. — Это следует делать нечасто и только тогда, когда заинтересованные стороны: убедительно докажут, что сопутствующее ущемление конкуренции будет компенсировано какой-либо другой общественной выгодой".
Обращение, датированное 19 декабря, подписано председателем комитета, сенатором от демократической партии Патриком Лихи и тремя представителями различных подкомитетов Сената. В нем содержится предложение к министерствам транспорта и юстиции всесторонне изучить заявку BA и American, дабы убедиться в том, что она не нанесет ущерба потребителям.
Однако многие другие законодатели — в основном представляющие штаты, где традиционно велика активность American (например, Техас и Флориду), — обратились в министерство транспорта в поддержку сделки с BA.
Один из них — Рэй Лахуд, бывший конгрессмен от штата Иллинойс, которого новый президент Барак Обама впоследствии назначил на пост министра транспорта. Это назначение ставит Лахуда в неоднозначное положение: если конгрессмен может поддерживать планы American и BA, то для главы профильного министерства это неприемлемо. Вашингтонские обозреватели полагают, что впредь Лахуду придется держаться подальше от любых вопросов, связанных с делом American — BA.
Председатель совета директоров Virgin Atlantic Ричард Брэнсон говорит, что, учитывая перегруженность Хитроу, подход к сделке American и BA должен отличаться от того, который применялся при рассмотрении сделок между группой Air France — KLM и Delta Air Lines или между Lufthansa, Air Canada и United Airlines.
"В нынешней ситуации ни одна другая авиакомпания не имеет ни технических ресурсов, ни денежных средств, чтобы предложить мало-мальски конкурентоспособный уровень сервиса [в Хитроу], не говоря уже о том, чтобы создать масштабную маршрутную сеть, сравнимую с той, что задумали BA и American", — говорит Брэнсон. Он утверждает, что соглашение о режиме открытого неба между США и ЕС, вступившее в силу в марте 2008 г., "лишь чуть-чуть приоткрыло Хитроу для свободной конкуренции, но уж никак не создало условий для того, чтобы тягаться с доминирующим положением BA".
Браутон считает сделку с American более важной для BA, чем планируемое слияние с Iberia. Последнее потенциально может принести британскому перевозчику около 500 млн фунтов (759 млн долл.) доходов — чуть больше, чем сулило объединение BA с Qantas.
По утверждению BA, отказ в удовлетворении заявки может в итоге разрушить отношения, на которых строится альянс oneworld. Но источники в отрасли говорят, что, по большому счету, American и BA не с кем заключать партнерство, кроме как друг с другом. Все прочие крупные перевозчики по обе стороны Атлантики состоят в конкурирующих альянсах, и перейти в стан соперника для них затруднительно.
Oneworld отстает от двух других объединений авиаперевозчиков не только на трансатлантическом рынке, но и в динамично развивающихся регионах — например, в Китае. Китайская авиакомпания China Southern входит в альянс SkyTeam, а Air China недавно вступила в Star Alliance. Присутствие oneworld в этом регионе обеспечивается только через маршрутную сеть гонконгской Cathay Pacific. С другой стороны, oneworld лидирует на южноамериканском рынке, благодаря тому что в него входит группа авиакомпаний LAN. А недавно о своем намерении присоединиться к альянсу заявила бразильская TAM.
Глава BA Уилли Уолш уверен, что сделка с American и слияние с Iberia пройдут успешно. Но даже если оба плана провалятся, говорит он, BA все равно не останется в стороне от процессов консолидации.
Если сделку с American не одобрят, новой головной болью для BA станут поиски способа приобщиться к консолидационным процессам. По мнению некоторых обозревателей, авиакомпания и сама может стать объектом поглощения, если Air France — KLM и Lufthansa еще больше обгонят ее в размерах.
"Авиакомпаний для покупки предостаточно, — говорит Уолш. — Всевозможные перевозчики постоянно названивают мне с предложениями их поглотить. Приходится быть привередливыми".
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent