Анализ состояния рынка
Российская Ассоциация Эксплуатантов Воздушного Транспорта (АЭВТ) подготовила обзор своей деятельности в первом полугодии 2009 года, в котором приведен публикуемый ниже анализ. С полной версией обзора и подробной хроникой деятельности АЭВТ в первом полугодии можно ознакомиться здесь.
Обстановка и условия жизнедеятельности авиаперевозчиков по сравнению с прошлым годом резко изменились. Финансово-экономический кризис серьезным образом затронул воздушный транспорт. Снижение платежеспособности потребителей авиатранспортных услуг, спад производственной и деловой активности в отраслях экономики, сокращение оборота торговли и потребностей туриндустрии привели к значительному падению спроса на авиаперевозки. Впервые за 10 последних лет произошло падение перевозок пассажиров и грузов на регулярных и чартерных линиях.
Последствия для авиаперевозчиков оказались тяжелыми. Снизились доходы, рентабельность, финансовая устойчивость. Появились перебои в производственной деятельности, обеспеченности оборотными средствами. Ряд авиакомпаний были признаны банкротами, некоторые скатились в предбанкротное состояние. Для многих кредитопользование оказалось на грани доступности, а долговая нагрузка — на пределе подъемности. Начался передел рынка. Усилилась экспансия зарубежных авиакомпаний. В секторе регулярных международных перевозок нарастает тенденция увеличения удельного веса иностранных авиакомпаний.
В создавшейся ситуации авиаперевозчики, не имеющие возможностей влиять на увеличение доходной части бизнеса, предпринимают усилия по уменьшению эксплуатационных затрат.
Осуществляется обновление и оптимизация парка воздушных судов. Идет ускоренный вывод из эксплуатации самолетов отечественного производства, приобретаются зарубежные. Если в 2008 г. российскими авиакомпаниями было приобретено 10 отечественных самолетов и 42 иностранных, то только за I полугодие это соотношение изменилось, составив соответственно 6 к 51.
Осуществляется структурная перестройка. Идет энергичный поиск путей сокращения расходов. Внедряются электронные технологии авиапроизводства.
Однако данных мер недостаточно, а некоторые из них могут дать эффект только в перспективе.
Некоторые проблемы, на решении которых все последние годы настаивала АЭВТ, сегодня резко обострились, став тяжелым бременем для авиакомпаний. Отсутствие решения об обнулении таможенных пошлин по всей линейке вместимости ввозимых иностранных воздушных судов, непредсказуемость ценообразования услуг естественных и фактических монополий, анахронизм и несовершенство правовой базы гражданской авиации и издаваемых нормативных актов являются серьезным тормозом на пути выхода из кризиса.
В последнее время внимание государственных органов к гражданской авиации возросло. Однако оценить его однозначно с точки зрения перевозочного бизнеса не представляется возможным.
С одной стороны, государство заявило о готовности помочь ряду авиакомпаний в виде гарантий, кредитов, субсидирования процентных ставок направленных на поддержание их устойчивости. Руководством правительства публично выражено мнение о необходимости снижения таможенных пошлин на все ввозимые ВС иностранного производства. Минтранс РФ выступил с инициативой увеличить размер компенсаций за лизинговые платежи авиакомпаниям, приобретающим ВС отечественного производства. Минфином и Минтрансом предпринимаются попытки реализовать Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2008 г. № 964 о порядке предоставления коммерческим банкам субсидий на возмещение затрат по сделкам кредитования авиакомпаний, с продлением срока его действия на 2010 г. Введена дотация на воздушные перевозки в летний период некоторым категориям пассажиров Дальнего Востока. Правительством утверждены Правила доступа к услугам естественных монополий в аэропортах. В Государственную думу ФС РФ внесен законопроект о поправке в Таможенный кодекс, предполагающий отсрочку платежей на 6 месяцев на ввозимые иностранные лайнеры и комплектующие изделия, включая двигатели. Госдума планирует осенью принять закон "Об аэропортах и аэропортовой деятельности". Объявлено, что в ближайшей перспективе авиапром освоит серийное производство самолетов Sukhoi Superjet 100 и Ан-148. Заключаются сделки на их поставку. В начале года в правительстве состоялось совещание по вопросам топливного обеспечения гражданской авиации с участием представителей нефтяных и авиационных компаний, Минтранса и Росавиации, в определенной мере способствовавшее снижению цены на авиакеросин и ее стабилизации в летний период.
Наряду с этим ряд решений и намерений авиационных властей не оправдывают ожиданий авиаперевозчиков в конструктивной помощи. Некоторые из них влекут усиление финансовой нагрузки, дестабилизируют экономику авиакомпаний.
Подготовлен ряд проектов, устанавливающих буквально кабальные условия финансового обеспечения исполнения обязательств по договорам регулярных воздушных перевозок. Издано распоряжение ФАВТ от 25 мая 2009 г. № ГК-85-р, требующее оснастить до 1 февраля 2010 г. весь парк ВС коммерческой авиации, в том числе и самолеты 2 и 3 классов, системой предупреждения столкновения в воздухе TCAS. Вышло в свет распоряжение ФАВТ от 8 июня 2009 г. № ГК-100-р, которым введен запрет на выполнение в период освоения зарубежной техники полетов с отложенными дефектами по перечню минимального оборудования (MEL). В январе и феврале санкциями Росавиации за задержки вылетов урезаны чартерные программы, сокращено около 15–20% чартерных рейсов, введены временные ограничения и отказы авиакомпаниям в доступе на определенные линии.
Проявление заботы государства об интересах пассажиров, его стремление к обеспечению безопасности и бесперебойности авиаперевозок не подлежат сомнению. Однако меры, ведущие к снижению финансовых возможностей авиакомпаний ниже критических, таят угрозу обратного эффекта, принудительного вывода с рынка ряда операторов, чем могут воспользоваться иностранные конкуренты.
Несмотря на замедление динамики падения объемов перевозок в летний период, ситуация для авиакомпаний остается сложной, положение неустойчивым.
Впереди — сезонный спад спроса. Накопленный летом потенциал живучести для многих не гарантирует его достаточности на осенне-зимнюю навигацию. Остается существенным долговой пресс, возможности обслуживания которого неизбежно сократятся. Не исключен рост цен на авиатопливо, резко возросли цены на услуги ТЗК. Не ожидается ослабления тарифного давления со стороны аэропортов, аэронавигационной системы, организаций технического обслуживания. Остаются неопределенными стадии и пути дальнейшего развития кризиса. Непредвиденные финансовые толчки способны сегодня запустить необратимую реакцию развития несостоятельности некоторых авиапредприятий.
Авиаперевозчики остро нуждаются в надежном партнерстве с государством, заинтересованном отношении авиационной администрации к авиационному бизнесу, во взвешенных, согласованных и эффективных действиях.
Практическая работа АЭВТ в первом полугодии 2009 г. преследовала цель смягчить воздействие неблагоприятных кризисных факторов на деятельность авиаперевозчиков путем анализа ситуации, выработки согласованных мер и позиции.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS