Авиационный форум: КРЫЛЬЯ РОССИИ
Четвертый Международный авиационный форум "Крылья России", проведенный 10-11 октября в Москве, стал уже традиционным мероприятием, на котором ведется профессиональное обсуждение вопросов развития отечественного воздушного транспорта.
Организованный журналом "Авиатранспортное обозрение" при участии Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, форум позволил руководителям авиакомпаний, ведущим представителям государственных органов, промышленности, экспертам рынка обменяться мнениями по наиболее злободневным проблемам отрасли.
Участники конференции отметили, что за период, прошедший с прошлого форума, общая ситуация в воздушном транспорте страны несколько изменилась. Имевшие место летом этого года трагические события заставили общество, органы власти обратить самое пристальное внимание на вопросы обеспечения безопасности полетов в российский авиации. В немалой степени уровень обеспечения безопасности полетов зависит от того, как органы госрегулирования управляют этим процессом, и в некоторых выступлениях отмечалось, что многочисленные реформы системы управления гражданской авиацией приводят к выхолащиванию содержания этой работы. Единый комплекс мер разрывается, на стыках появляются слабые места, нарушается взаимодействие участников авиатранспортного процесса. Ответственность за состояние дел размыта.
На фоне трагических событий стало чуть ли не признаком хорошего тона говорить о кризисе, который поразил гражданскую авиацию страны, о ее мрачных перспективах. Но какой же это кризис, если с сентября прошлого года наблюдается устойчивый, с темпом 8-10%, рост пассажирских перевозок. Если из 35 авиакомпаний, выполняющих 99% общего объема работы, две трети демонстрируют стабильную положительную динамику в своем развитии.
Вместе с тем профессионалы отмечают и тревожные тенденции, способные негативно повлиять на дальнейшее развитие отрасли, на ее конкурентоспособность.
В первую очередь это растущий дисбаланс в структуре внутренних авиаперевозок. Почти 80% из них осуществляются в/из аэропортов московского аэроузла и Пулково. Только в 2005 г. удельный вес перевозок в/из Москвы и Санкт-Петербурга на внутренних авиалиниях возрос на 3,6%. Соответственно, доля перевозок между остальными городами России снизилась. И вот эта тревожная тенденция, судя по всему, постепенно набирает темпы. Вопросам развития региональных перевозок не уделяется должного внимания.
Продолжает расти затратность выполнения авиационных перевозок. Расходы авиакомпаний по всей линейке себестоимости быстро растут. Наиболее свежий пример — решение Росаэронавигации возложить на плечи авиаперевозчиков финансовое обеспечение своих проектов. Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание отечественных пользователей воздушного пространства по отдельным видам услуг возрастают в разы.
По-прежнему остро стоит вопрос обновления парка российских перевозчиков. Оно происходит в основном за счет подержанных иностранных воздушных судов, темп поступления которых нарастает. Сейчас уже более 32% общего объема авиатранспортной работы выполняется на самолетах зарубежного производства. И хотя таможенные барьеры не сняты, сегодня они уже не решают задачу защиты отечественной авиапромышленности — но наносят ущерб конкурентоспособности отечественного воздушного транспорта.
Особую остроту приобретает кадровая проблема. В гражданской авиации страны нарастает дефицит квалифицированного персонала, причем не только летного. Авиакомпании, как могут и умеют, решают эту проблему, но без активного вмешательства государства здесь не обойтись.
Еще одна, едва ли не важнейшая проблема — отсутствие четко обозначенной концепции развития рынка и рыночных отношений на воздушном транспорте, что не только затрудняет долгосрочное планирование развития авиакомпаний, но и — в более глобальном смысле — приводит к крайне неэффективному регулированию отрасли. И если уж говорить о кризисе, то, скорее, о кризисе регулирования деятельности гражданской авиации. Даже самые правильные действия ее субъектов не в состоянии компенсировать последствия этого кризиса.
В работе форума приняли участие около 200 чел. Ниже публикуются краткие тезисы докладов, прозвучавших с трибуны форума. С полными текстами выступлений, презентациями можно ознакомиться на сайте http://www.events.ato.ru
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent