Авиатакси: теперь с код-шерингом?

Европейские операторы деловой авиации экспериментируют с бизнес-моделями

Роберт УОЛЛ, Лондон
Eвропейский рынок перевозок на бизнес-джетах легкого класса трансформируется по мере того, как операторы изыскивают новые способы выживания в суровых условиях  кризисной экономики, растущей конкуренции и недостаточного спроса.
Согласно докризисным прогнозам, 2009 г. обещал стать прорывным для европейских операторов авиатакси. Но вместо триумфа он принес разочарование, и, судя по всему, 2010 г. будет ненамного лучше.
Один из наиболее явных индикаторов безнадежности ситуации в том, что Jetbird, который намеревался составить конкуренцию оператору Blink на европейском рынке услуг авиатакси, так и не состоялся. Отраслевые эксперты считают, что бизнес-план сорвался вследствие стечения ряда неблагоприятных обстоятельств. Прежде всего задержалась программа Embraer Phenom 100 и, следовательно, поставка этих самолетов. А затем рыночные условия стали неотвратимо ухудшаться и с новым проектом было решено повременить. Более того, создатели Jetbird, строившие весьма амбициозные планы, успели потратить 30 млн евро и продолжают искать источники дальнейшего финансирования.
Решение о судьбе проекта будет принято до конца I квартала текущего года. Отказ от его осуществления нанесет серьезный удар по производителю, так как Embraer уже приступил к производству заказанных оператором пятидесяти Phenom 100.
Сказать, что неуспех конкурента однозначно пошел на пользу Blink, нельзя: в борьбе за популяризацию данного вида транспорта усилия еще одного игрока были бы нелишними.
Blink в свою очередь ведет себя весьма осторожно. "В этом году решено не наращивать провозные мощности и отложить покупку еще трех Cessna Mustang до 2011 г.", — говорит Питер Лейман, управляющий директор Blink. По его словам, анализ производственной деятельности компании показал, что доходы в удачные месяцы не перекрывают расходов на содержание большего количества ВС в низкий сезон, поэтому целесообразнее повышать эффективность за счет увеличения интенсивности эксплуатации существующего парка.
Лейман признает, что 2009 г. был трудным не в последнюю очередь из-за усилившейся ценовой конкуренции на авиаперевозках из Лондона в результате избыточных провозных мощностей и недостаточного спроса. Компания смогла остаться на плаву благодаря скрупулезному контролю расходной части.
Однако есть и более позитивные примеры. Джордж Галанопулос, управляющий директор London Executive Aviation (LEA), говорит: "Мы совершенно уверены в своем оптимизме относительно объемов перевозок в 2010 г., этот год будет лучше предыдущего. Для нас он начался успешно, и на сегодняшний день рост по сравнению с тем же периодом 2009 г. составил 15%. Кроме того, ситуация на вторичном рынке по-прежнему безусловно благоприятствует покупателю, а это значит, что появляются новые владельцы, передающие свои ВС в управление чартерным операторам". Парк LEA в этом году пополнится несколькими самолетами Embraer Legacy 600 и Cessna Citation XLS.
Операторы адаптируются к сложившимся условиям. Начав функционировать в середине 2008 г., проект Blink год спустя столкнулся с изменениями конъюнктуры рынка, заставившими создателей пересмотреть первоначальные расчеты. Если изначально предполагалось, что основными клиентами авиатакси станут вчерашние пассажиры бизнес-класса авиакомпаний, то 2009 г. показал, что фокусная группа состоит, скорее, из пользователей услуг бизнес-чартеров, изыскивающих более дешевые способы передвижения. Степень выраженности сезонных колебаний также изменилась в сторону увеличения. Но и на этом процесс эволюции бизнес-модели авиатакси не останавливается. Лейман предполагает, что в скором времени в среде эксплуатантов легких джетов появятся атрибуты, присущие миру коммерческих авиаперевозок, такие как код-шеринг и даже что-то наподобие глобальных альянсов. Например, если клиент заказывает перелет из Рима в Сплит, то Blink может отправить за ним самолет из Женевы, но с коммерческой точки зрения было бы разумнее, если бы этот заказ выполнил оператор, базирующийся в Риме. "Кооперация может принимать самые разные формы, — замечает Лейман, — вплоть до код-шеринга с авиакомпанией на направлениях, где эксплуатация лайнеров в низкий сезон нерентабельна, но снимать рейс с расписания не хочется, или он является фидерным".
Хотя 2010 г. не обещает бизнесу Blink резких скачков, Лейман уверен, что общая положительная тенденция роста сохранится. До конца года ожидается заключение договоров с рядом корпоративных клиентов на выполнение регулярных полетов по нескольким направлениям. По его словам, приток новых клиентов вполне достаточный, но еще предстоит поработать, чтобы смыть с имиджа деловой авиации клеймо "излишней роскоши", незаслуженно полученное в прошлом году. Сообщение о том, что Великобритания формально вышла из периода экономической рецессии, добавляет оптимизма, считает Галанопулос.
Несмотря на спад активности в секторе бизнес-авиации, Pilatus заявляет о новом рекорде поставок PC-12: в прошлом году заказчики получили 100 самолетов этого типа. Правда, к концу года темпы производства несколько снизились, но на итоговых цифрах 2009 г. это не отразилось, а к II кварталу текущего года швейцарский производитель планирует вновь набирать обороты. Прогнозы на 2010 г. пока не разглашаются, однако очевидно, что по сравнению с докризисными они сократятся.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.