Большой скачок к сокращенным минимумам
Дэвид ХЬЮЗ, Вашингтон
Чтобы справиться со значительным увеличением объема воздушных перевозок, ожидаемым во время проведения летних Олимпийских игр 2008 г. в Пекине, Китай намеревается перейти к реализации в национальном масштабе стандартов RVSM (Reduced Vertical Separation Minimums, сокращенные минимумы вертикального эшелонирования) к концу нынешнего года.
Представители КНР делают большую ставку на этот проект, так как он является ключевым моментом в увеличении пропускной способности системы управления воздушным движением Китая, необходимым для того, чтобы справиться с растущими объемами воздушных перевозок в будущем.
На состоявшейся в марте 2007 г. в Бангкоке конференции, посвященной внедрению стандартов RVSM, заместитель гендиректора Комитета по управлению воздушным движением над территорией Китая (Air Traffic Management Bureau, ATMB) Ван Лия сказал, что его страна нуждается в международной поддержке, чтобы ускорить внедрение стандартов RVSM — процесса, который обычно занимает не один год. (Например, Федеральная авиационная администрация США (FAA) оказывает помощь Китаю по внедрению стандартов RVSM с июля 2005 г.). Ван Лия рассматривает реализацию проекта по внедрению стандартов RVSM в качестве основного средства для того, чтобы достойно провести не только Олимпийские игры в Пекине в будущем году, но и Всемирную выставку в Шанхае, и, кроме того, Азиатские игры в Гуанчжоу, — оба мероприятия намечены на 2010 г.
План введения RVSM по районам полетной информации Китая |
Поэтому неудивительно, что представителям Китая хотелось бы поскорее перейти на стандарты RVSM во всех РПИ диспетчерской службы УВД на территории КНР с помощью "большого скачка", поскольку это будет полностью согласовываться с американским подходом к решению данного вопроса. FAA в начале 2005 г. дополнительно создала еще шесть эшелонов полета над территорией США между эшелонами FL290 (8850 м) и FL410 (12500 м), используя стандарты RVSM. Этот переход, как ожидают, позволит авиакомпаниям за десять лет сэкономить на топливе 5 млрд долл. По всей видимости, Китай сможет получить выгоду такого же порядка.
Региональный офис ICAO в Бангкоке и сформированная ICAO рабочая группа по внедрению стандартов RVSM поддерживают переход КНР на эти стандарты. По мнению регионального директора ICAO в Бангкоке Л. Б. Шаха, внедрение стандартов RVSM в Китае повлияло бы на работу десяти районных диспетчерских центров УВД в соседних странах. Он отметил, что присутствие на мартовской конференции в Бангкоке 106 официальных лиц из США и Азии, включая Индонезию, Японию, Южную Корею, Россию и Пакистан, стало значительным позитивным событием в этой сфере. В конференции принимала участие и IATA.
Однако один из аспектов подхода представителей китайской стороны к внедрению стандартов RVSM вызывает вопросы представителей международного авиационного сообщества. По данным ICAO, Китай — первая страна, которая внедряет систему стандартов RVSM, используя метрическую систему единиц (применяя метры вместо футов), и у многих пилотов и авиадиспетчеров — представителей других стран — это вызывает некоторое беспокойство относительно появления ошибок, которые могут возникнуть в процессе выполнения полетов из-за применения различных единиц измерения высоты.
Согласно процедуре, принятой в гражданской авиации КНР, диспетчер будет задавать высоту, регламентируемую стандартами RVSM, в метрах. Затем пилоту придется использовать специальную таблицу RVSM, разработанную китайской стороной, чтобы перевести это число в футы таким образом, чтобы он мог выставить необходимую высоту. На многих пассажирских авиалайнерах Boeing и Airbus установлены высотомеры, которые имеют возможность переключения на другую шкалу измерения (в метрическую систему единиц), но пилотам этих самолетов, как правило, запрещается применять подобное переключение. Пол Маккарти, представитель Международной федерации ассоциаций линейных пилотов (IFALPA, International Federation of Airline Pilots Associations) в ICAO, как-то заметил, что сотрудники одной из упомянутых самолетостроительных компаний были несказанно удивлены, узнав, что пилотам запрещено пользоваться этой современной особенностью авионики кабины.
Пол Маккарти описал ситуацию, когда может возникнуть потенциальная опасность. Например, самолету, согласно стандартам RVSM, задана высота полета 9800 м, которая приблизительно равна 32150 футам. Используя таблицу RVSM, пилот округляет это число в меньшую сторону до ближайшего значения высоты, кратного 100 футам, и выставляет на автопилоте высоту 32100 футов. В результате диспетчер службы воздушного движения на своем мониторе увидит, как 32100 футов высоты полета превращаются в 9780 м. Маккарти отмечает, что при этом ни пилот, ни диспетчер не будут обращать внимания на численное значение высоты, которое должно быть равно первоначально заданной высоте полета, т. е. 9800 м. Совершено очевидно, что это может привести к путанице, способной послужить причиной авиакатастрофы. По словам Маккарти, "ловушка, связанная с человеческим фактором, готова захлопнуться в любой момент".
На конференции в Бангкоке представитель IFALPA отметил, что у членов его группы осталось много вопросов относительно моделирования, проведенного на радаре в прошлом ноябре для внедрения стандартов RVSM в центре управления воздушным движением в Гуанчжоу. Сохраняется и необходимость решения проблемы грамотного перевода метров в футы и обратно.
Кроме того, в Международной федерации ассоциации диспетчеров УВД (IFATCA) обращают внимание на то, что в странах, граничащих с Китаем, используется несколько различных систем определения высоты эшелонирования, включая стандартную систему определения эшелонов высоты полета с использованием интервалов, равных 2000 футов, как в футах, так и в метрах, а также сокращенных интервалов вертикального эшелонирования, равных 1000 футов. Одновременное применение различных схем задания эшелонов высоты полета приводит к тому, что при пересечении границы зоны ответственности РПИ требуется введение корректировки по высоте.
Исполнительный вице-президент IFATCA в Азиатско-Тихоокеанском регионе Дэвид Чён отмечает, что в некоторых случаях на одном и том же высотном эшелоне осуществляется воздушное движение в двух противоположных направлениях из-за различий в определении эшелонов высоты полета в разных системах: "Проблема не в том, что лучше — метры или футы, а в том, что несколько последовательных переходов через границы районов полетной информации требуют оперативного вмешательства диспетчеров службы УВД".
Принимая во внимание потенциальную возможность возникновения и накопления погрешностей, представители IFALPA настоятельно рекомендуют соответствующим службам в Китае провести реальные полетные испытания новых стандартов и процедур RVSM в ограниченной области воздушного пространства, используя интервалы по высотам в 2000 футов. Маккарти утверждает, что только приобретя подобный реальный опыт летной работы, можно будет обеспечить заданный уровень безопасности полетов с применением стандартов RVSM.
Рабочий доклад для ICAO, представленный Китаем на конференции по вопросам внедрения стандартов RVSM, подтверждает, что переход от метрических единиц к футам при измерении высоты представляет собой самую большую проблему на пути внедрения стандартов RVSM. Тем не менее в отчете отмечается, что в ВВС КНР используются метровые интервалы эшелонирования высот и пользование таблицами пересчета позволит преодолеть достаточно большие расхождения при определении эшелонов высоты полета, заданных в стандарте RVSM в метрах, и эшелонов полета, заданных в футах, что применяется в странах, граничащих с Китаем. "Пилоты должны использовать таблицу и карту заданных эшелонов полета, соответствующих стандартам RVSM, принятым в КНР, и строго соблюдать соответствующие эшелоны, выраженные в футах, в тех случаях, когда им выделены определенные эшелоны полета, выраженные в метрах. Пилоты не должны загружать свою память тем, как им округлять числа (в большую или в меньшую сторону), а должны только выбирать значения, указанные в таблицах стандартов RVSM, принятых в КНР".
Если в качестве основных единиц измерения высоты при переходе на стандарты RVSM будут выбраны футы, ВВС Китая придется пройти через этап модификации авионики своих самолетов. Кроме того, в этих условиях нужно будет пересмотреть многие из аэронавигационных положений и стандартов, принятых Национальным управлением гражданской авиации Китая. Необходимо также учитывать тот факт, что Международные федерации ассоциаций линейных пилотов (IFALPA) и диспетчеров (IFATCA) склоняются к тому, чтобы принять футы в качестве международного стандарта единиц для измерения высоты полета.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.