Борьба за выживание
Йенс ФЛОТТАУ,Дубай, ОАЭ
Дубайская авиакомпания Emirates готовится к трудным временам. В текущем финансовом году один из самых рентабельных и быстрорастущих перевозчиков в мире может столкнуться со снижением прибыли. "Пока наши показатели не так уж сильно отличаются от прошлогодних, но это без учета высоких цен на топливо", — говорит президент Emirates Тим Кларк. Он полагает, что чистая прибыль компании до 30 марта 2009 г. Составит 5 млрд дирхамов (1,36 млрд долл.).
Прошлый финансовый год Emirates закончила с прибылью в 1,45 млрд долл. При этом выручка составила 11,2 млрд долл. Против 8,5 млрд в позапрошлом году, а количество перевезенных пассажиров увеличилось с 17,5 до 21,2 млн чел.
Впервые за много лет Emirates дает такой осторожный прогноз, исходя из возможного резкого увеличения эксплуатационных расходов. Тем не менее компания продолжает агрессивный рост — в 2009 г. парк Emirates должен пополниться пятью пассажирскими самолетами сверхбольшой вместимости Airbus A380, одиннадцатью сверхдальнемагистральными Boeing 777-300ER, шестью 777-200LR и одним грузовым Boeing 777F.
Перевозчик рассчитывает, что к концу 2010 г. его парк увеличится с нынешних 115 ВС до 163. На данный момент компания разместила твердые заказы на 181 широкофюзеляжный самолет, включая 58 двухпалубных A380.
Возможно, теперь рост компании будет проходить на фоне уменьшения рентабельности. Emirates планирует ряд мер, чтобы удержать прибыльность на нынешнем уровне. "Мы переориентируем всю компанию", — говорит Кларк. Он рассчитывает, что последствия растущих цен на топливо удастся смягчить за счет резкого повышения коэффициента коммерческой загрузки. В текущем финансовом году Emirates намерена достичь средней загрузки в 85% по всей маршрутной сети, что на 5 процентных пунктов больше, чем результат прошлого года (79,4%).
Нынешний бюджет Emirates рассчитан, исходя из коэффициента загрузки в 75%. Кларк уверен, что авиакомпания сможет легко преодолеть эту планку, хотя и признается, что "чем выше поднимаешься, тем сложнее двигаться дальше". Более высокий коэффициент коммерческой загрузки обещает вылиться в 7-10%-ную прибавку к годовой выручке — до 1,1 млрд долл. в ценах 2007 г.
Еще один возможный шаг, который рассматривает Emirates, — повышение топливных сборов. Скорее всего, эта мера затронет не все направления маршрутной сети компании. "Одни рынки могут принять повышение сборов, другие — нет", — объясняет Кларк. Кроме того, доходность маршрутов Emirates в Китай и некоторые африканские страны и так достаточно велика, чтобы компенсировать растущие затраты на топливо. Бизнес-план авиакомпании на текущий год рассчитывался, исходя из цены нефти в 101 долл. за баррель, но Кларк отмечает, что уже сейчас нефть стоит на 15-20% дороже.
По крайней мере с точки зрения спроса ситуация не дает серьезных поводов для пессимизма. "Мы рассчитываем, что спрос продержится на высоком уровне как минимум до лета", — говорит Кларк. Он добавляет, что, если ситуация изменится, компании "придется приспосабливаться".
В числе прочих мер, которые планирует принять Emirates, — масштабное сокращение затрат, которое в этом году позволило бы сэкономить 150 млн долл. Это может оказаться непростой задачей, учитывая то, что компания продолжает инвестировать в расширение инфраструктуры и парка. Несколько месяцев назад Emirates переехала в новую корпоративную штаб-квартиру, строительство которой обошлось в 354 млн долл.
Авиакомпании до сих пор не известны точные сроки поставки первого из 58 заказанных ею самолетов Airbus A380. В соответствии с первоначальным планом Emirates должна получить первые пять A380 в течение этого года. Перевозчик несколько раз пробовал добиться от Airbus более точных дат, но, по словам Кларка, "это все равно что пытаться поймать скользкого угря".
За неимением точной информации Emirates все еще рассчитывает получить первый A380 в конце лета. Уже осенью этого года компания надеется ввести самолет в эксплуатацию на маршрутах из Дубая в Нью-Йорк, Лондон и Сидней. Кларк говорит, что Airbus не сообщал Emirates о возможных дальнейших задержках с поставками A380. Между тем, как заявил исполнительный директор Airbus Томас Эндерс во время своего визита в Дубай в конце апреля, производитель "радикально пересматривает план поставок A380".
Владелец Emirates — правительство эмирата Дубай — уже какое-то время подумывает о проведении IPO (Initial Public Offering), т. е. о выводе акций компании на публичный рынок. Ранее сообщалось, что на продажу может быть выставлено от 25 до 30% акций. По словам председателя группы Emirates Его Высочества шейха Ахмеда бин-Саида аль-Мактума, окончательное решение пока не принято. Менеджмент Emirates настроен скептически, опасаясь, что акционирование компании усложнит и затормозит процедуры принятия решений.
Помимо прочего, Emirates становится тесно в дубайском аэропорту. Строительство новой пристройки (Concourse 2) затягивается. Терминал с новой пристройкой рассчитан на обслуживание 20 млн пасс. в год, но уже сейчас пассажиропоток достигает 40 млн в год и число пассажиров продолжает расти. Новую пристройку должны были ввести в строй много лет назад, но реализовать масштабный проект строительства "оказалось сложнее, чем мы думали", говорит Гари Чапмэн, президент дочерней компании Emirates Dnata, занимающейся наземным обслуживанием грузовых и пассажирских перевозок в аэропорту Дубая.
Emirates рассчитывала, что пристройку введут в строй в мае этого года, однако строительные работы только завершаются. За ними последуют многомесячные всесторонние испытания, поскольку, по словам Чапмэна, "мы бы не хотели повторения ситуации с неудачным открытием терминала 5 в лондонском Хитроу". Пристройка в аэропорту Дубая более чем в два раза превышает по размерам терминал 5, в первый же день работы которого авиакомпания British Airways была вынуждена отменить сотни рейсов из-за сбоев в системе обработки багажа.
Еще одно огромное здание дубайского аэропорта — терминал 3 — планируется возвести к концу 2010 г. или началу 2011 г. Но, по словам Кларка, Emirates, в конечном счете, переедет в новый аэропорт Джебель-Али, который строится к западу от ныне существующего. Когда произойдет переезд, пока неизвестно. Первая из шести ВПП в Джебель-Али уже построена, сейчас там возводятся грузовой комплекс и относительно небольшой — по сравнению с дубайским аэропортом — пассажирский терминал. Ожидается, что первыми в новый аэропорт придут низкозатратные и чартерные перевозчики.
Среди них, скорее всего, будет первая низкотарифная авиакомпания эмирата Дубай, которая должна начать работу летом 2009 г. Это независимый от Emirates перевозчик, и он, вероятно, не составит конкуренции компании, которая в основном ориентирована на дальнемагистральные маршруты большой загруженности.
Кларк полагает, что рыночная конъюнктура в Дубае благоприятна для такой низкотарифной компании. "Сюда приходят многие перевозчики, о которых никто никогда не слышал, и они эксплуатируют старые самолеты. Такой рынок лучше всего обслуживать низкозатратным авиакомпаниям", — говорит он.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent