Бремя государства
Экономический кризис серьезно затормозил развитие авиационной индустрии во всем мире. Крупнейшие мировые авиапроизводители испытывают серьезные трудности с поиском новых заказов из-за падения спроса на авиационную технику и объявляют о закрытии или приостановке новых проектов. На этом фоне российские авиастроители, как кажется, чувствуют себя намного лучше, несмотря на крайне скромные по сравнению с мировыми лидерами объемы производства. Секрет такого спокойствия довольно прост: консолидировав отечественное авиастроение под своим контролем, государство вынуждено оказывать отрасли щедрую финансовую поддержку, для того чтобы сохранить за страной статус авиационной державы.
По словам Алексея Федорова, президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), под контролем которой с 2006 г. объединяются основные предприятия отрасли, "с точки зрения реализации долгосрочных целей ОАК влияние на них происходящих в экономике процессов минимально". Это обусловлено тем, что основным акционером ОАК является государство, владеющее на сегодня более 91% акций корпорации. Начиная с 2007 г. объем государственных инвестиций в авиастроение по различным программам был увеличен более чем в два раза. "В период кризиса государственные инвестиции временно заместили часть так называемых внебюджетных источников, — рассказал Федоров, — что позволяет ОАК сохранить темпы развития приоритетных программ".
Среди гражданских проектов наиболее приоритетны программы регионального самолета Sukhoi Superjet 100 и ближнесреднемагистрального МС-21. В нынешних условиях дефицита финансовых средств объемы финансирования по ним не снижены, а даже увеличиваются. Поэтому глобальная цель развития ОАК — "обеспечение сбалансированного присутствия во всех ключевых сегментах рынка на долгосрочную перспективу" — пока не пересматривается. Корректировке подверглись лишь краткосрочные планы: в апреле ОАК сократила производственную программу на 2009–2012 гг. (см. АТО № 99, с. 28). В 2009 г. должно завершиться формирование структуры корпорации. Как рассказал АТО Алексей Федоров, в сентябре-ноябре в ОАК будут внесены пакеты акций РСК "МиГ" и КАПО им. С. П. Горбунова, а также частных акционеров дочерних и зависимых предприятий корпорации. Присоединение активов РСК "МиГ" и КАПО, акционированных еще весной 2008 г., затянулось из-за финансовых проблем этих предприятий. По словам Федорова, их накопленные и потенциальные будущие убытки превышали 50 млрд руб. — вдвое больше, чем весь бюджет ОАК за прошлый год. Однако государство вновь пришло на помощь, оказав РСК "МиГ" и КАПО существенную поддержку и обеспечив возможность их включения в ОАК без особых негативных последствий для корпорации.
Последними активами, которые войдут в корпорацию, станут ЭМЗ им. Мясищева и ЛИИ им. Громова. ЭМЗ в будущем займет место в инженерном центре ОАК, а ЛИИ останется отдельным подразделением корпорации. Кроме того, как рассказал Федоров, продолжаются переговоры с предприятиями авиапрома, по различным причинам не включенными ранее в состав ОАК, но вхождение которых в корпорацию представляется логичным и даже необходимым с точки зрения бизнес-процессов. "Речь идет не только о самарском "Авиакорe", но и о ряде других предприятий, расположенных в том числе и за границами России", — говорит Федоров.
После завершения консолидации стратегия ОАК предусматривает переход к строительству целевой структуры корпорации, которая будет напоминать европейскую EADS. Управление бизнесом в гражданской и транспортной авиации будет консолидироваться в бизнес-единицах "ОАК — Транспортные самолеты" и "ОАК — Гражданские самолеты". Предполагается, что устойчивое развитие корпорации в новой структурной модели начнется с 2015 г. Но, похоже, реализация этих планов будет зависеть от способности государства продолжать финансировать отрасль в условиях кризиса.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.