Будни кочевников
Киргизский низкотарифный перевозчик Air Manas продолжает поступательное развитие. В июне он приступил к коммерческой эксплуатации второго самолета Boeing 737-800. С начала этого года авиакомпания отказалась от использования торговой марки Pegasus Asia, так как бренд Air Manas стал узнаваемым. Кроме того, специалисты перевозчика начали подготовительную работу к прохождению аудита IOSA.
Киргизская тройка
В начале лета Air Manas ввела в расписание третий самолет. По данным сервиса Flightradar, первый коммерческий рейс Boeing 737-800 c регистрационным номером EX-37802 совершил 13 июня из Бишкека в Москву.
Этот самолет (серийный номер 35699/2712) выпуска 2008 г. ранее эксплуатировала Pegasus Airlines: турецкий лоукостер — стратегический партнер Air Manas. Машина выполнена в моноклассной экономической компоновке салона и рассчитана на перевозку 189 пасс. Новое ВС в авиакомпании Air Manas назвали Bubusara в честь киргизской советской балерины Бюбюсары Бейшеналиевой.
Полученный Air Manas самолет Boeing 737-800 стал второй машиной этого типа как для самой авиакомпании, так и для всей гражданской авиации Киргизии. Первый Boeing 737-800 (также выпуска 2008 г.) c регистрационным номером EX-37801 киргизский лоукостер получил в конце 2014 г. Эта машину также ранее эксплуатировала Pegasus. ВС названо Akmaral в честь рогатой матери-оленихи — центрального персонажа повести Чингиза Айтматова "Белый пароход".
К моменту приобретения первого Boeing 737NG Air Manas уже использовала несколько Boeing 737-800 авиакомпании Pegasus Airlines, но по схеме мокрого лизинга.
"Мы тщательно готовились к самостоятельной эксплуатации Boeing 737-800: обучили пилотов, бортпроводников, инженеров и техников. Помимо этого, в ноябре 2014 г. мы стали первым обладателем международного сертификата системы менеджмента качества ISO 9001:2008 в Киргизии среди местных авиаперевозчиков, успешно пройдя необходимые этапы сертификации. Получение данного сертификата является первым серьезным шагом авиакомпании на пути к выходу из черного списка Евросоюза", — рассказывал АТО.ru в позапрошлом году Эрмек Омуралиев, замгендиректора Air Manas (с ноября 2015 г. возглавляет Агентство гражданской авиации Киргизии).
Первый самолет с киргизской регистрацией EX-37402 перевозчик получил в ноябре 2013 г. Им стал Boeing 737-400 выпуска 1998 г., ранее летавший в Pegasus Airlines. Машина рассчитана на перевозку 168 пасс. в салоне экономического класса, следует из открытых источников. ВС названо Aichurok в честь красавицы Айчурек из киргизского эпоса Манас.
Развитие
По данным Национального статистического комитета Киргизии в прошлом году воздушный транспорт этой страны перевез 1,2 млн пасс. (столько же в 2014 г.). Экономика республики замедляет рост: в прошлом году ВВП вырос по отношению к 2014 г. на 3,5% (в 2014 г. — на 4,0%; в 2013 г. — на 10,9%). Испытывают трудности авиакомпании страны: 49% государственной авиакомпании Air Kyrgyzstan планируется реализовать на инвестиционном конкурсе; Air Bishkek в феврале прекратила полеты.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, руководство Air Manas настроено оптимистично. В беседе с ATO.ru замгендиректора — финансовый директор перевозчика Данияр Арынов подчеркивает, что провозные емкости второго Boeing 737-800 авиакомпании востребованы рынком.
"Пока мы используем самолет на наших существующих маршрутах, но примерно через месяц планируем начать полеты в Пекин и Кашгар (Китай), готовимся увеличить частотность рейсов в Стамбул, есть планы по индийскому направлению. Наша основная стратегическая цель — значительно нарастить транзитные возможности в аэропорту Бишкека, — рассказывает топ-менеджер.
В перспективе двух-трех лет Air Manas рассматривает возможность нарастить парк Boeing 737-800 до 10–15 машин. От эксплуатации Boeing 737-400 перевозчик может отказаться в целях унификации флота. Ожидается, что донором дополнительных ВС для Air Manas традиционно станет Pegasus Airlines: турецкий лоукостер планирует менять флот на новые самолеты семейства Airbus A320neo и ждет поступления с завода еще пяти Boeing 737NG (в 2015–2016 гг. американский призводитель поставил авиакомпании пять новых Boeing 737-800).
"Имея стратегического партнера в лице Pegasus Airlines, мы не испытываем особых проблем с приобретением дополнительных самолетов. В скором будущем у него будет наблюдаться избыток ВС, поэтому есть вероятность, что какую-то их часть перехватим мы (на сегодняшний день турецкий лоукостер эксплуатирует более полусотни Boeing 737-800. — Прим. ATO.ru), — рассуждает Арынов. — Но для этого перехвата нам в любом случае необходимо обеспечить дополнительные ВС работой, иначе они будут просто стоять, что, конечно, нерационально. Поэтому перед нами стоит большая задача по расширению частот и географии полетов".
Схемы
В середине июня Европейская комиссия обновила список авиакомпаний, которым запрещены полеты в страны Евросоюза (ЕС). В него по-прежнему включены все без исключения авиакомпании Киргизии. 21 июня директор Агентства гражданской авиации Эрмек Омуралиев на конференции по вопросу вывода киргизских перевозчиков из так называемого черного списка ЕС сообщил, что в январе-феврале был проведен аудит ICAO по пяти направлениям: воздушное законодательство, организационная структура Агентства гражданской авиации, летная эксплуатация, выдача свидетельств авиационному персоналу, летная годность ВС.
На сегодняшний день киргизские авиавласти работают над устранением всех замечаний, выявленных в ходе проведенного аудита. Агентство гражданской авиации Киргизии считает необходимым прохождение всеми авиакомпаниями страны аудита IOSA. В следующем году в Киргизии должен пройти аудит ICAO еще по двум направлениям. В заявлении Агентства гражданской авиации говорится, что соответствующие действия по выводу киргизских авиакомпаний из черного списка Евросоюза будут предприняты только по результатам проведенных аудитов.
Данияр Арынов говорит, что Air Manas уже ведет консультации с IATA по подготовке авиакомпании к прохождению аудита IOSA. По его мнению, вожделенный сертификат киргизский перевозчик может получить если не в этом, то в начале следующего года. Топ-менеджер надеется, что на основании прохождения аудита IOSA Европейская комиссия исключит Air Manas из черного списка. "Мы следуем по пути Air Astana", — говорит он.
Национальный перевозчик Казахстана впервые прошел аудит IOSA в 2007 г., и ему разрешены полеты в страны ЕС. Осенью прошлого года в реестр держателей аналогичного сертификата была впервые внесена другая казахстанская авиакомпания — SCAT. В начале 2015 г. в SCAT говорили ATO.ru, что прохождение аудита авиационной безопасности по стандарту IOSA позволит перевозчику в индивидуальном порядке запросить у Евросоюза разрешение на полеты. Тем не менее этот перевозчик по-прежнему представлен в обновленном списке Еврокомиссии.
Запрет на полеты всех киргизских авиакомпаний в страны ЕС осложняет Air Manas работу по использованию традиционных схем авиационного финансирования.
"На сегодняшний день нам очень сложно приобретать самолеты в лизинг. В связи с тем что Киргизия находится в черном списке, нам повышают ценник за лизинговые платежи в 1,5–2,0 раза. Поэтому тема лизинга для нас ограниченна. Также присутствие в черном списке ЕС увеличивает премии в пользу страховых компаний. Поэтому на сегодняшний день наша, по сути, единственная возможность — стратегический партнер Pegasus Airlines. Мы у него покупаем самолеты по рыночным ценам в рассрочку. Это получается тот же лизинг, но форма немного другая", — говорит Арынов.
К истокам
С начала 2016 г. Air Manas отказалась от использования фирменного наименования Pegasus Asia. Перевозчик изменил ливрею на двух своих первых ВС, а третий самолет киргизский лоукостер сразу получил с большими надписями airmanas.com на фюзеляже и airmanas на хвосте.
"На старте нашей деятельности торговую марку Air Manas никто не знал. Чтобы обеспечить пассажиропоток, реализацию авиабилетов, заполняемость самолетов, нужно было использовать узнаваемую марку, поэтому мы использовали фирменное наименование Pegasus Asia, — поясняет Данияр Арынов. — В прошлом году мы почувствовали, что бренд Air Manas стал узнаваемым, и приняли решение нанести наше первоначальное название на самолеты. Мы оставили те же цвета, просто поменяли наименование торговой марки".
Техподдержка
В феврале технический директор Air Manas Бакыт Рысбаев рассказывал ATO.ru, что специалисты киргизской авиакомпании допущены к выполнению на самолетах перевозчика форм A-check. На тяжелые формы периодического ТО машины Air Manas летают в Стамбул.
"Мы пользуемся возможностями нашего партнера Pegasus Airlines. У него есть договоры с техническими компаниями. Поэтому это для нас большой плюс, так как у них налажена система скидок, и мы пользуемся услугами их ангаров как Pegasus Airlines", — говорит Арынов.
На сегодняшний день Air Manas не готова вкладывать средства в создание собственной АТБ в Киргизии. Возможно, со временем перевозчик займется этим вопросом, но только при наличии в парке большего числа ВС, которые позволят вывести данный проект за точку его безубыточности. Пока же перевозчик держит свои ВС в аэропорту Бишкека на открытом воздухе. "Крытого ангара здесь нет", — замечает Арынов.
Показатели
За январь–май Air Manas перевезла 131,8 тыс. чел. (рост на 19% к аналогичному периоду 2015 г.), или в среднем 873 пасс. в день. На сегодняшний день в авиакомпании работает 128 сотрудников, у двоих из них иностранное гражданство. Например, гендиректор Air Manas Илгар Алптекин — гражданин Турции.
Арынов отмечает, что Air Manas нарастила пассажиропоток в том числе из-за снижения стоимости авиабилетов в целом по отрасли: "Цены по сравнению с прошлым годом опустились, потому что кризис, который сейчас продолжается в экономике, затронул в первую очередь авиакомпании. Люди урезают расходы на перелеты, активно растет конкуренция на всех направления, включая российское".
Участники
В финансовом отчете Pegasus Airlines за 2015 г. говорится, что турецкий лоукостер приобрел 49% авиакомпании Air Manas в августе 2012 г. Остальная доля, 51%, принадлежит киргизской стороне.
По данным Минюста Киргизии, учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Эйр Манас" кроме Pegasus Airlines выступают граждане Киргизии Уран Ниязалиев и Сайрабубу Момунова.
Семья Ниязалиевых владеет киргизской сельскохозяйственной компанией Sunshine Global Trade. Ее основная продукция — различные виды бобовых и рис. Производственная база Sunshine Global Trade находится в городе Таласе — административном центре Таласской области в северо-западной части Киргизии. Основной сельскохозяйственный продукт региона — фасоль.
Крупнейшим импортером киргизской фасоли считается Турция. В 2015 г. она приобрела более половины всего экспорта фасоли на сумму 22,9 млн долл. В начале 2014 г. информационно-аналитический портал "Саясат" оценивал объем всего экспорта таласской фасоли за 2013 г. и вовсе в 189–219 млн долл.
Отвечая на вопрос ATO.ru, почему Ниязалиев заинтересовался авиаперевозками, предприниматель сказал: "Есть рынок, правильно? Раз он позволяет, почему не работать на этом рынке? Это чистый бизнес, а не благотворительность".
Соучредитель Air Manas Сайрабубу Момунова работает педагогом начальных классов в бишкекской школе-гимназии № 67. По данным сайта образовательного учреждения, Момунова — учитель высшей категории со стажем работы около 40 лет. В 2004 г. газета "Вечерний Бишкек" опубликовала статью о Момуновой, из которой следует, что в том году по итогам международного конкурса он была названа лучшим учителем.
ATO.ru не удалось переговорить с Момуновой: в школе-гимназии № 67 справедливо заметили, что у младших школьников наступили каникулы, поэтому учителя нет на рабочем месте.
Уран Ниязалиев сказал, что Момунова — такой же учредитель, как и он, и никем ему не приходится.
Замгендиректора Air Manas Данияр Арынов отказался обсуждать вопрос, кто стоит за Сайрабубу Момуновой и стоит ли кто-то за ней вообще.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft