Cessna Citation CJ4
Фред ДЖОРДЖ
Когда Cessna Aircraft опубликовала результаты летных испытаний Citation CJ4, эти цифры вызвали заметное оживление как на базе, в Вичите, так и на соседнем континенте, в Бразилии. По сравнению с конструкторскими расчетами бизнес-джет стоимостью 8,75 млн долл. получился легче, мощнее и быстрее. Превзошли ожидания дальность и взлетно-посадочные характеристики.
В свете подобных результатов появляется искушение пренебречь ставшим уже банальным сравнением с Embraer Phenom 300, который принято считать прямым конкурентом Citation CJ4, и вместо этого устроить поединок между CJ4 и Learjet 45XR. В самом деле, если оба эти самолета возьмут на борт по пять пассажиров и одновременно стартуют из Сан-Диего, скажем, в Саванну, то 45XR опередит соперника всего на семь минут.
Главная же разница между ними состоит в том, что Citation сможет незамедлительно вылететь в обратном направлении с теми же пассажирами против встречного ветра в 40 узлов (если получит разрешение занять эшелон 450). А вот экипажу Learjet придется зарезервировать время на дозаправку или техническую посадку.
Жесткая конкуренция между Cessna и Learjet — не новость. Она началась еще в 1988 г., когда Cessna вывела в свет CE 560 Citation V. Этот самолет развивает максимальную (истинную) крейсерскую скорость до 427 узлов, что всего на 20 узлов меньше, чем у линейки Learjet 30-й серии.
Зато у Citation V два преимущества и перед ближнемагистральным Learjet 31А, и перед его "дальнобойным" собратом 35A: лучшие взлетно-посадочные характеристики и более просторный салон. Более того, у него имеется внешний багажный отсек, которого так не хватает владельцам Learjet. Козыри Learjet: более высокая крейсерская скорость (в действительности на 50 узлов в среднем) и бo’льшая дальность (в случае 35А). Правда, у Learjet есть ограничения по максимальному взлетному весу при взлете в жаркую погоду с целого ряда небольших аэродромов, расположенных высоко над уровнем моря. Для Citation V эти условия не проблема.
Последующие модели Citation серии 560 — Ultra, Encore и Encore+ — и их соперники из семейства Learjet 40/45 подлили масла в огонь жаркой конкуренции между двумя производителями. Cessna традиционно демонстрирует более короткий разбег и пробег. Learjet берет скоростью, дальностью и полезной загрузкой при полных баках.
Однако CJ4 делает рывок вперед, практически нивелирующий историческую дистанцию между двумя марками. Да, на рейсах от 550 до 1800 км Learjet 45XR придет первым, сэкономив пассажирам до пяти минут. Зато у CJ4 дальность с пятью пассажирами на борту чуть ли не на 470 км больше, а на дальних дистанциях он и по времени практически не уступит сопернику.
Основной недостаток CJ4 — поперечное сечение фюзеляжа. Конструкторы Cessna позаимствовали незамысловатый круглый в сечении фюзеляж у винтажного FanJet 500 образца конца 60-х. Конечно, по сравнению с первым поколением Learjet салон этого самолета считался просторным.
Но и Embraer, и Learjet, два главных конкурента Cessna в этой рыночной нише, в своих последних моделях сменили парадигму, разработав с нуля фюзеляжи, предлагающие пассажирам больше пространства на уровне головы, плеч и локтей, чем Citation серии 500, включая CJ. На CJ4 сделана попытка несколько увеличить площадь пола в центральной секции салона посредством использования внешних рам. Это решение позволило добавить 2 дюйма к ширине пола по сравнению с предшествующими моделями CJ, но приблизиться к объему салонов Phenom 300, Learjet 40XR или Learjet 45XR не удалось.
Если разобраться, конкуренция между CJ4, Phenom 300 и самолетами Learjet 40-й серии более жесткая, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что CJ4 шагнул далеко вперед по сравнению с CJ3 благодаря ряду новых технологических приемов в конструкции планера и бортовых систем. По словам Норма Бейкера, руководителя программы CJ4, до 90% конструкторских решений, реализованных на самолете, инновационны. Эти перемены могут изменить расстановку сил в нише легких джетов.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft