"Евромиль" потерял иностранный акцент
В январе франко-немецкая компания Eurocopter официально заявила о выходе из программы создания среднего (а по западной классификации - тяжелого) вертолета Ми-38. Это решение Eurocopter, с одной стороны, в очередной раз продемонстрировало, что условия для развития кооперационных проектов в России далеки от идеальных, а с другой - поставило разработчиков вертолета в непростую ситуацию: за два года до начала сертификационных испытаний им нужно найти нового поставщика авионики, готового присоединиться к программе на условиях разделения рисков.
О трудной судьбе этого проекта уже неоднократно рассказывалось на страницах АТО (см. АТО № 47, стр. 72; № 50, стр. 46). Вкратце, предыстория вопроса такова.
Разработка нового вертолета, призванного заменить Ми-8 и его более позднюю модификацию Ми-17, началась на Московском вертолетном заводе (МВЗ) еще в конце 80-х гг. В начале 90-х, когда возникли сложности с государственным финансированием, к проекту присоединились санкт-петербургский Завод им. В. Я. Климова и Казанский вертолетный завод (КВЗ). В 1992 г. интерес к участию в программе высказала франко-немецкая компания Eurocopter (ныне дочерняя структура Европейского авиакосмического и оборонного концерна EADS), которая предложила для расширения рынков сбыта Ми-38 оснастить его пилотажно-навигационным оборудованием иностранного производства. При этом предполагалось организовать проектирование и изготовление вертолета таким образом, чтобы его можно было без труда сертифицировать по западным нормам.
В 1994 г. Московский и Казанский вертолетные заводы, Завод им. В. Я. Климова и Eurocopter учредили совместное предприятие "Евромиль". Партнеры участвовали в проекте на условиях разделения рисков, передав "Евромилю" функции головного исполнителя программы. Eurocopter взял на себя работы по созданию авионики для Ми-38, должен был консультировать россиян по сертификации и заниматься продажам вертолета за рубежом.
В 1996 г. Завод им. В. Я. Климова вышел из проекта, не создав российского двигателя для Ми-38. Принадлежавшие ему акции "Евромиля" были поделены поровну между оставшимися тремя участниками. Вскоре стало очевидно, что Ми-38 будет разрабатываться с ориентацией на двигатель PW-127T/S канадской компании Pratt & Whitney Canada. В 2000 г. "Евромиль" заключил с канадцами контракт о поставке на условиях временного пользования двух двигателей для первого Ми-38.
Выход питерского завода из проекта "аукнулся" через два года. Дело в том, что пакеты акций трех оставшихся партнеров выросли с 25 до 33%. Поэтому в 1998 г., когда был принят закон "О государственном регулировании развития авиации", ограничивший для иностранных компаний долю в уставном капитале двадцатью пятью процентами акций и запретивший им участие в работе управленческих органов акционерного общества (то есть в совете директоров не могли быть представлены иностранные граждане), доля Eurocopter оказалась выше установленного государством лимита для иностранных участников. Для удовлетворения требований закона европейцы были обязаны уменьшить свою долю и вывести из совета директоров своих представителей.
До 2003 г. партнеры по проекту тщетно искали выход из создавшейся ситуации, пытаясь пролоббировать изменение положений этого закона. Однако в итоге Eurocopter был вынужден полностью избавиться от своих акций. В 2003 г. за символическую плату он продал свою долю оставшимся партнерам, МВЗ и КВЗ, каждый из которых сегодня имеет по 50% акций в "Евромиле". На первых порах Eurocopter заявлял, что выход из состава акционеров не равносилен отказу от всего проекта, но в январе 2005 г. он официально подтвердил опасения партнеров по программе, направив в "Евромиль" уведомление о полном выходе из проекта.
Между тем еще в 2002 г. партнеры провели исследование потенциального рынка для Ми-38. Независимо друг от друга перспективы вертолета оценивали сотрудники ГосНИИГА и эксперты Eurocopter. По итогам исследования было заявлено, что в течение ближайших 15 лет на внутреннем рынке будет востребовано как минимум 200 машин, на внешнем - около 100. Конечно, можно поспорить, насколько объективной была оценка, но даже приведенные цифры указывают на значительную степень ориентации Ми-38 на внешний рынок. А это означает, что без западных партнеров продвигать вертолет на международном рынке крайне непросто.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft