Европа перемен

Европейский рынок воздушных перевозок накрыла беспрецедентная волна слияний и поглощений авиаперевозчиков. Можно с гордостью отметить, что в ней участвуют и российские авиакомпании

Несколько лет острейшей конкурентной борьбы на переполненном европейском рынке авиаперевозок сделали свое дело: у части игроков истощились ресурсы, и они превратились в хорошую добычу для более удачливых компаний.
Если смотреть из России, наиболее волнующей сделкой представляется грядущая продажа госпакета акций бывшего национального итальянского авиаперевозчика Alitalia, поскольку одним из претендентов на терпящую бедствие компанию выступил "Аэрофлот" в союзе с итальянским банком Unicredit. В середине мая Министерство финансов Италии сформировало короткий список претендентов, в который вошли три участника. Однако в конце мая консорциум во главе с инвестфондами Texas Pacific Group (TPG) и MatlinPatterson отказался от участия, так что претендентов осталось два: "Аэрофлот" с Unicredit, а также Toto Group, которой принадлежит итальянская авиакомпания Air One, в союзе с банковской группой Intesa Sanpaolo. В начале июля претенденты должны подать свои обязывающие предложения по покупке акций Alitalia.
Тем временем совет директоров Alitalia пересмотрел стоимость флота компании, что добавило еще 197 млн евро (265 млн долл.) потерь к уже объявленным убыткам в 405 млн евро, понесенным в прошлом году. Таким образом, суммарные убытки Alitalia в 2006 г. составили 602 млн евро (в среднем более 1,6 млн евро в день). В I квартале текущего года потери до выплаты налогов достигли 147,5 млн евро. Общие убытки Alitalia за 2006-2007 гг. превысили треть капитала компании, что, очевидно, должно стимулировать акционеров на более решительные действия.
На первый взгляд стремление "Аэрофлота" участвовать в приобретении компании с такими убытками может показаться странным, однако прямые расходы "Аэрофлота" будут не столь велики. Чтобы купить акции, компания планирует взять кредит в 800-900 млн евро, для рефинансирования которого рассматривается возможность выпуска еврооблигаций. Марка "Аэрофлота" уже сейчас обеспечивает ему доступ к относительно дешевым европейским финансовым ресурсам, к тому же Alitalia, несмотря на все свои убытки, продолжает генерировать наличность. Что касается задачи по реструктуризации Alitalia, то едва ли она окажется непосильной для "Аэрлофлота", поскольку многие из проблем Alitalia менеджменту "Аэрофлота" знакомы не понаслышке: разношерстный флот, избыток персонала, чрезмерное вмешательство чиновников в дела компании. В то же время успех "Аэрофлота" обеспечил бы ему принципиально новые роль и место в глобальном альянсе SkyTeam — наряду с лидирующим в альянсе объединением Air France — KLM появилась бы новая сильная пара "Аэрофлот" — Alitalia (итальянский перевозчик также входит в SkyTeam).
В конце мая появилась информация о том, что "Аэрофлот" также сделал предложение о покупке сербской авиакомпании JAT. По словам министра инфраструктуры Сербии Велимира Илича, "Аэрофлот" предлагает урегулировать долги JAT, сохранить персонал компании и обновить парк ВС (на сегодня в нем десять Boeing 737-300, два 737-400 и четыре ATR 72-200). Как всегда в незавершенной сделке, представители "Аэрофлота" оказались скупы на комментарии. Ряд отраслевых наблюдателей интерпретировали идею приобретения JAT как возможность найти применение для новых региональных самолетов Superjet 100, которые "Аэрофлот", фактически, обязан купить как ведущий государственный перевозчик (компания имеет твердый заказ на 30 машин и протокол о намерениях на покупку еще 15).
Впрочем, нельзя исключать, что более правдоподобной была бы противоположная интерпретация событий: компания заказывает дополнительные машины, для того чтобы убедить государство, имеющее большинство в совете директоров, в необходимости приобретения JAT. А предложение о покупке бывшего югославского национального перевозчика следует рассматривать в рамках конкуренции между глобальными альянсами SkyTeam и Star Alliance. На сегодня компания Austrian Airlines — ведущий партнер Lufthansa по Star Alliance — активно строит хаб в Вене, ориентированный на Восточную Европу и страны СНГ (программа Austrian Airlines называется "В фокусе — Восток"). Вообще говоря, хаб в Белграде мог бы стать подходящим противовесом SkyTeam венскому хабу Star Alliance.
Некоторую дополнительную интригу в эти события привносит и покупка венгерской авиакомпании Malev холдинговой компанией AirBridge Zrt, представляющей интересы российского альянса AiRUnion. Намечено согласование маршрутных сетей Malev и входящих в AiRUnion компаний "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Но еще интереснее то, что в конце марта Malev была официально принята в глобальный альянс oneworld. Главный идеолог создания AiRUnion гендиректор "КрасЭйр" Борис Абрамович, ставший к тому времени председателем правления Malev, не исключил возможности перевода рейсов Malev в аэропорт Домодедово, поскольку туда летает большинство авиакомпаний — членов oneworld.
Впрочем, Восточная Европа и Россия — это всего лишь один из флангов большой конкурентной войны, разразившейся в Европе.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.