Falcon 7X. Отработано на сверхзвуке
Фред ДЖОРДЖ
Каковы ощущения пилота первого в мире бизнес-самолета с электродистанционной системой управления (ЭДСУ)? Фирма Dassault предоставила корреспонденту журнала Business & Commercial Aviation эксклюзивную возможность выяснить это лично, организовав в середине июля демонстрационный полет в своем летно-испытательном центре на авиабазе Истр. Я занял левое пилотское кресло в кабине самолета Falcon 7X.
Данный экземпляр самолета отличался, правда, наличием специально предназначенного для летных испытаний оборудования, которого вы никогда не увидите на серийной машине. Самыми бросающимися в глаза были два защищенных от непреднамеренного включения переключателя на приборной доске, позволяющих испытателям постепенно отключать элементы цифровой ЭДСУ.
Мне объяснили, что первый из них дает возможность отключить основной режим работы системы и перейти на режим со значительно более простыми алгоритмами управления. Второй переводит систему в режим прямого управления, когда она работает как простейшая гидромеханическая система. В этом режиме не задействованы механизмы загрузки, не работают подсистемы защиты от выхода за пределы допустимого диапазона режимов полета и улучшения устойчивости, не доступны такие функции, как автоматическая балансировка по скорости, сигнализация приближения к режиму сваливания и автоматический вывод из него, полномасштабное демпфирование движения по рысканию.
С помощью этих двух переключателей мы могли оценить пилотажные характеристики 7X на тех режимах полета, которые после сертификации самолета в конце нынешнего года можно будет повторить только на тренажере.
Со мной вместе в кабине находились Ив Керерве, шеф-пилот Dassault, занявший правое кресло, и Мишель Брюне, еще один представитель руководящего состава летной службы фирмы, устроившийся на откидном сиденье. Перед полетом Керерве рассказал, что Falcon 7X — один из немногих самолетов Dassault, на которых он летал, не являющийся статически неустойчивым и не предназначенный для сверхзвуковых полетов. По его словам, первая ЭДСУ с резервированием была разработана Dassault более тридцати лет назад для очень маневренного, статически неустойчивого сверхзвукового (до М = 2) истребителя Mirage 2000, предназначенного для замены самолета Mirage III. Благодаря электродистанционной системе управления Mirage 2000 быстро завоевал репутацию послушной в управлении машины. Без ЭДСУ было бы невозможно выполнять боевые задачи в быстро меняющейся тактической обстановке театра военных действий.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft