Государство дает 1,4 млрд рублей на "Сверхзвук"
Заявка Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) по созданию научного центра мирового уровня (НЦМУ) "Сверхзвук" прошла конкурсный отбор Министерства науки и высшего образования в рамках нацпроекта "Наука". Таким образом, предлагаемый ЦАГИ проект по проведению научных и конструкторских работ для создания перспективного сверхзвукового пассажирского самолета вошел в десятку победителей конкурса по направлению "Интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, исследование и эффективное освоение геосферы Земли и окружающей Вселенной (космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики)" и получит грант в размере 1,4 млрд руб., сообщили в ЦАГИ.
Главной целью НЦМУ "Сверхзвук" станет "формирование отечественной базы фундаментальных знаний, необходимых для развития ключевых технологий сверхзвукового пассажирского самолета (СПС)".
"В рамках этого проекта мы планируем проработать такие фундаментальные проблемы сверхзвуковой авиации будущего, как снижение звукового удара, шума на местности, выбросов вредных веществ, повышение экономичности двигательных установок и др., — прокомментировал гендиректор ЦАГИ Кирилл Сыпало. — Сегодня определены основные направления деятельности, сформирована программа исследований, выполняемая созданным консорциумом НЦМУ. В рамках работы центра мы ожидаем достижения качественно новых экологических и экономических показателей СПС, необходимых для их серийного производства, за счет решения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-технических задач".
В ходе научной работы НЦМУ планирует получить "прорывные результаты", такие как "инновационные футуристические конфигурации СПС с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и AR (технология дополненной реальности) в кабине пилота, новые математические модели и цифровые двойники, обеспечивающие прорыв в авиастроении, и др.", — сообщили в ЦАГИ.
В состав консорциума основателей НЦМУ входят ведущие российские научные институты в области авиации, в том числе ЦИАМ им. П. И. Баранова, ГосНИИАС, ГкНИПАС, ЛИИ им. М. М. Громова, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, МАИ, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН.
В недавнем интервью РБК, Анатолий Сердюков, курирующий авиацию в составе "Ростеха", отметил, что "создавать сверхзвуковой гражданский лайнер нового поколения имеет смысл только как новый самостоятельный продукт для новой рыночной ниши". При этом, по его словам, вероятнее всего, речь идет о самолете для сегмента бизнес-перевозок. "По разным оценкам, в том числе международным, мировой спрос на сверхзвуковые бизнес-джеты может составить порядка 400 единиц на сумму 30–50 млрд долл. Так что ниша есть, и она достаточно существенная", — отметил он. Сердюков также пояснил, что НЦМУ "Сверхзвук" предстоит "решить ряд серьезных технологических задач". В частности, "проблему теплового баланса при длительном полете на сверхзвуковых скоростях, что влечет за собой новые требования к двигателям, материалам и т. д.". Таким образом, подытожил Анатолий Сердюков, "предстоит взять сложный барьер в технологическом развитии всего авиастроения и смежных отраслей". Он также напомнил, что научных проектов подобного масштаба не было "со времен СССР", поэтому определить объем требуемых инвестиций в создание сверхзвукового лайнера, а также сроки будет возможно "только после исследований".
Научные центры мирового уровня (НЦМУ), создаваемые в формате консорциумов в рамках национального проекта "Наука", будут выполнять исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития. Федеральный проект предполагает отбор не менее 9 НЦМУ.
Объем финансового обеспечения на период 2020–2024 гг. составляет 15,46 млрд руб. Всего на конкурсный отбор поступило 60 заявок.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent