Готовность к росту

Развитию вертолетостроения препятствуют ограничения на использование воздушного пространства и аэропортов, проблемы безопасности и страхования

Эдвард Х. ФИЛИПС, Даллас
Несмотря на относительную вялость рынка, наблюдавшуюся в течение последних нескольких лет, для вертолетостроения США и Европы характерен оптимистичный взгляд на экономическую ситуацию 2005 г. Руководители ведущих предприятий отрасли рассчитывают на более благоприятные перспективы реализации имеющихся мощностей и увеличение объемов продаж новых вертолетов.
Президент Международной вертолетной ассоциации (HAI) Рой Рисеведж считает, что многие эксплуатанты вертолетной техники, являющиеся членами ассоциации, уже начали получать прибыль. Но уровень доходов существенно зависит от сегмента рынка, на котором действует эксплуатант. "У большинства из них по сравнению с прошлым годом увеличился средний налет и возросли доходы, хотя и ненамного", - отмечает он. Вместе с тем недостаток заказов от индивидуальных операторов для вертолетостроительных фирм частично компенсируется началом размещения заказов от Министерства национальной безопасности США.
Объемы продаж вертолетов с турбовальными двигателями не слишком отличаются от аналогичных показателей 2003 г.; заметно возросли продажи вертолетов с двигателями внутреннего сгорания - в этом секторе рынка лидирует фирма Robinson Aircraft.
По словам г-на Рисеведжа, основные проблемы, стоящие перед отраслью, "остаются теми же, что и 20 лет назад; они не уходят, а лишь обретают новые формы". Одной из наиболее острых является проблема снятия ограничений на использование воздушного пространства и аэропортов. За последние два года возможности эксплуатации вертолетов несколько расширились. И все же действующих временных ограничений на выполнение полетов остается слишком много. Как считают специалисты HAI, ценность этих запретов, направленных на обеспечение безопасности, довольно спорна, если учесть тот вред, которые они наносят бизнесу. Наибольшее число запретов действует на Восточном побережье США.
Еще один серьезный вопрос - реформа законодательства, связанная с выплатами компенсации при нанесении ущерба. Именно эта реформа, по мнению президента HAI, "стала той движущей силой, которая вызвала неоправданно высокий уровень страховых премий", что больно ударило по эксплуатантам и привело к разорению некоторых из них. Значительные размеры страховых премий обусловлены соответствующими размерами страховых выплат пострадавшим при летных происшествиях и членам их семей, "бездумно" устанавливаемыми судами в ходе разбирательств. HAI сегодня всеми силами пытается изменить существующую систему. Аналогичная ситуация наблюдалась в 80-х - начале 90-х гг. в секторе коммерческих перевозок самолетами, до тех пор пока законодательство в этой области не подверглось реформам. По данным HAI, страховые премии начали выравниваться, но "новая точка равновесия будет намного выше прежней", а расходы на страхование так же будут оказывать значительное влияние на коммерческую деятельность эксплуатантов.
Помимо этого, HAI ищет пути изменения условий контрактов, которые федеральное правительство заключает с пожарными службами. Эта проблема станет особенно актуальной после сокращения статей бюджета, предусмотренных для Службы лесной охраны США. "Нам хотелось бы видеть новые подходы к привлечению авиатехники и оплате за пользование ею", - отметил г-н Рисеведж.
Еще одна сложность обусловлена новыми правилами Федерального авиационного управления США (FAA), относящимися к сфере воздушного туризма, в соответствии с которыми эксплуатанты небольших парков авиатехники при обеспечении безопасности полетов в рамках Части 135 Федеральных авиационных правил (FAR) должны будут руководствоваться также некоторыми требованиями Части 91. Представители авиации общего назначения уже выступили с заявлением об избыточности этих требований. Тем не менее FAA предполагает ввести их в действие весной или летом нынешнего года. По словам Роя Рисеведжа, новые правила аналогичны специальным требованиям FAA, введенным в действие несколько лет назад в сфере туристического обслуживания на Гавайских островах, что привело к снижению числа летных происшествий в этом регионе. Однако принцип "всех под одну гребенку", в соответствии с которым действует Федеральное управление, по его мнению, не совсем корректен. Введение новых правил вовсе не обязательно повсеместно приведет к желаемому результату. Президент HAI и некоторые руководители авиации общего назначения считают затраты на работу по новым правилам столь большими, что в результате вместо повышения безопасности полетов некоторым эксплуатантам придется просто прекратить свою деятельность. Потери от этого могут составить миллионы долларов.
В то же время FAA вместе с HAI и представителями вертолетостроительной промышленности продолжает работать над снижением числа летных происшествий, связанных с растущей интенсивностью использования вертолетной техники для оказания неотложной медицинской помощи. FAA "анализирует проблему и создало специальную рабочую группу для ее решения", - отметил Рой Рисеведж.
HAI настаивает также на совершенствовании инфраструктуры обеспечения полетов в Мексиканском заливе, где эксплуатируется около 650 вертолетов, круглосуточно доставляющих на нефтяные платформы и обратно тысячи людей и тонны грузов. Региону "необходима инфраструктура, обеспечивающая большую безопасность полетов при использовании правил полетов по приборам, а также большую доступность метеорологической службы, служб связи и наблюдения", - считает президент HAI. Проблема обостряется, по мере того как буровые установки в поисках нефти уходят на все большие глубины и для их обслуживания требуется более эффективная система обеспечения безопасности полетов. Как отметил г-н Рисеведж, Конгресс США одобрил выделение средств на эти цели, но пока они не поступали.
Помимо перечисленных выше вопросов HAI принимает участие в обсуждении проблемы доступа местных и федеральных координационных центров к базам данных о гражданских вертолетах, которые могут быть использованы в случае чрезвычайных ситуаций. В такой базе данных будут содержаться сведения о типах и местонахождении вертолетов, готовых к немедленному использованию. Кроме того, необходимо внедрить систему контрактов, позволяющую компетентным органам незамедлительно задействовать в спасательных операциях имеющиеся в наличии вертолеты. Формирование общегосударственной базы данных такого типа уже ведется, но очень медленными темпами. К тому же эксплуатация вертолетов коммерческих структур планами действий в случае чрезвычайных ситуаций пока не предусматривается.
Однако, несмотря на все эти проблемы, руководители вертолетостроительных фирм уверены в том, что 2005 г. окажется более успешным с точки зрения продаж, чем 2004-й. Марк Паганини, президент и исполнительный директор American Eurocopter, считает продукцию, выпускаемую его фирмой, достаточно конкурентоспособной. И хотя спрос на рынке США не растет так быстро, как он надеялся, 2005 г., по его мнению, все-таки должен быть лучше. American Eurocopter, головной офис которой находится в Гранд-Прери (шт. Техас), является филиалом Европейского оборонного и авиакосмического концерна EADS. Доля фирмы на рынке вертолетов гражданского назначения США в 2004 г. увеличилась примерно на 50%.
American Eurocopter приступила к реализации программы замены турбовальных двигателей фирмы Textron Lycoming на двигатели Turbomeca для всего парка вертолетов HH-65 Береговой охраны США и сейчас поставляет для этих целей комплекты оснастки. Г-н Паганини сообщил, что один вертолет уже переоборудован и используется для переподготовки пилотов, а работы на втором HH-65 близки к завершению. Фирма постоянно улучшает послепродажное обслуживание, и сегодня время доставки 97% всех заказанных запчастей не превышает суток.
В нынешнем году глава American Eurocopter надеется на увеличение числа продаж двухдвигательных вертолетов EC135 службам неотложной медицинской помощи и правоохранительным органам, а также вертолетов EC130 туроператорам. По его словам, для корпоративных нужд чаще всего приобретаются небольшие вертолеты типа вводимых в эксплуатацию EC120 и EC130, однако фирма поставила американским корпорациям и два двухдвигательных EC155B с вместительным пассажирским салоном. Выпуск конвертопланов гражданского назначения, способных создать конкуренцию BA609, разрабатываемому фирмой Bell/ Agusta Aerospace Co., в ближайшее время Eurocopter не планирует. Как считает г-н Паганини, у BA609 "большие эксплуатационные расходы и он слишком мал для рынка авиатехники, предназначенной для коммерческого применения". А потому хотя этот конвертоплан, возможно, и найдет свою нишу на рынке, но в качестве замены обычных вертолетов пользоваться большим спросом не будет.
Майк Реденбау, исполнительный директор Bell Helicopter Textron, совершенно не согласен с такой оценкой рыночного потенциала BA609. Он считает, что этот летательный аппарат, построенный по принципу "два в одном" и совмещающий в себе преимущества вертикального взлета/посадки вертолетов с высокой крейсерской скоростью турбовинтовых бизнес-самолетов, обязательно найдет своих заказчиков. Он может применяться для корпоративных перевозок и в службах неотложной медицинской помощи. Кроме того, по мнению г-на Реденбау, BA609 способен стать реальным кандидатом на замену стареющих вертолетов, применяемых для обслуживания нефтяных платформ, особенно с учетом того, что буровые установки все дальше уходят от берега и большая скорость полета становится одним из главных требований.
Руководство фирмы Bell/ Agusta планировало возобновить в первом квартале летные испытания BA609, в ходе которых должно быть изучено поведение конвертоплана во всей области допустимых режимов эксплуатации, с постепенным переходом от висения до крейсерского полета "по-самолетному". Сертификация BA609 в FAA предварительно намечена на конец 2007 - начало 2008 гг. Фирма уже получила около 80 заказов на новый летательный аппарат.
Руководство фирм Textron и Bell, как заявил Майк Реденбау, будет и дальше поддерживать соотношение 50:50 между выпускаемыми вертолетами гражданского и военного назначения. "Мы очень довольны итогами 2004 г. и особенно реакцией заказчиков на принимаемые нами меры по модернизации поставляемой техники, позволяющие снизить прямые эксплуатационные расходы, повысить полезную нагрузку и увеличить производительность, - отметил он. - В 2004 г. повсеместно наблюдался устойчивый спрос на вертолеты фирмы Bell, и к 2005 г. сформировалась тенденция увеличения спроса". Последнее произошло в основном благодаря росту заказов от эксплуатантов, занятых обслуживанием прибрежной нефтедобычи.
Успешно идут испытания нового вертолета Bell 210, сертификация которого в FAA намечена на второй квартал. Это многоцелевой вертолет с высокими экономическими характеристиками. Его цена составит всего 3 млн долл., а прямые эксплуатационные расходы приблизятся к 500 долл. в час.
Фирма Bell планирует представить Bell 407 как ударно-разведывательный вертолет, а Bell 210 в качестве легкого многоцелевого вертолета на конкурсы, объявленные ВВС США. По сообщению Майка Реденбау, Bell и Boeing значительно продвинулись в области снижения цены на военный конвертоплан V-22. Дальнейшее уменьшение его себестоимости остается одной из "самых приоритетных" задач для партнеров. Недавно фирма открыла на территории аэропорта "Альянс", расположенного к северу от базы ВВС США "Форт-Уорт", новый центр подготовки летного состава. Там же разместились отделы продаж и маркетинга.
Европейская вертолетостроительная фирма AgustaWestland, конкурирующая с Eurocopter, отличается сильными позициями в секторе военных вертолетов. Большинство ее поставок приходится на рынок оборонной техники Великобритании. Руководство фирмы отложило на некоторый срок принятие решений о запуске новых программ. Тем не менее в Италии разворачиваются работы над EH 101, интенсифицируются процессы разработки NH/NF90, а также A129CBT для армейских подразделений и HH3F для ВВС.
По сведениям HAI, фирма Turbomeca планирует реализовать новую программу почасового учета использования тяги двигателя, направленную на улучшение обслуживания двигателей вертолетов, выполняющих специальные полеты. Программа, которая получила название SBHr Mission, должна еще выше поднять имидж сети послепродажного обслуживания изделий Turbomeca в США, где эксплуатируется около 1850 двигателей фирмы.
Руководство французской двигателестроительной компании заявило недавно о своих планах по расширению завода в Гранд-Прери. Это позволит увеличить количество поставляемых в США двигателей и оснащаемых ими на месте вертолетов. В новом цеху, стоимость которого оценивается в 10 млн евро (13 млн долл.), будут работать 40 чел. Здесь будут выпускаться крыльчатки осевых компрессоров, диски турбин и другие детали двигателей. Turbomeca ставит своей задачей увеличить со 150 до 200 число собираемых в США двигателей Arriel и Arrius 200-й серии.

При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Майклом Таверна (Париж) и Энди Нативи (Генуя).

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.