Математика на службе безопасности

В "Аэрофлоте" разработана методика оценки угроз и управления рисками

Азат ЗАРИПОВ, замначальника службы авиационной безопасности ОАО "Аэрофлот — РА"
В современном мире сложилась напряженная обстановка, требующая постоянного внимания в деле защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (АНВ) в ее деятельность. Причиной служит резкое обострение многовекового противостояния религиозных конфессий, инициатором которого является мусульманский экстремизм, а фактором, способствующим этому явлению, — политика США в отношении стран Ближнего Востока. События 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, взрывы самолетов Ту-134 и Ту-154 в августе 2004 г. в России, взрывы поездов в Мадриде, метропоездов в Лондоне наглядно демонстрируют возросшую угрозу совершения терактов на объектах транспортной системы.
Особенно актуальна задача защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Воздушное судно (ВС), с точки зрения организаторов террористической деятельности, является весьма привлекательным объектом, так как:

  • любое событие на борту ВС вызывает масштабный резонанс в обществе;
  • для захвата или уничтожения ВС требуется минимальное число людей, оружия, взрывчатого вещества или их имитаторов;
  • ВС при его захвате и угоне может использоваться как мощное орудие нападения на стратегические объекты государства.

Во многих зарубежных регионах, куда выполняют полеты российские воздушные суда, осуществляются взрывы в общественных местах и захваты заложников, постоянно звучат угрозы совершения террористических актов в адрес государственных, коммерческих и общественных организаций, в том числе и обеспечивающих деятельность гражданской авиации. Широкое распространение получили такие явления, как нелегальный провоз оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.
Перечисленные обстоятельства диктуют острую необходимость создания системы, способной обеспечить безопасную деятельность авиакомпании.

От запоздалого реагирования — к управлению рисками
Предотвратить угрозы, как правило, не представляется возможным, однако риски можно свести к минимуму, создав адекватные меры защиты. Управление рисками представляет собой совокупность системно организованных процедур для удержания величины риска в определенных пределах. Для этого осуществляется экспертная оценка состояния авиационной безопасности (АБ) того или иного объекта или направления деятельности, выработка решения по принятию адекватных мер и практическое их осуществление.
Необходимо учесть, что экспертную оценку и практическое принятие мер целесообразно возлагать на разные структурные подразделения, чтобы избежать ситуации, когда одно и то же лицо осуществляет оценку и несет ответственность за принимаемые практические решения. Методика оценки угрозы и модель управления риском приведены соответственно в Добавлениях 4 и 5 Руководства по безопасности для защиты ГА от актов незаконного вмешательства (ICAO, Doc. 8973/6, 2002). Методики универсальны и могут применяться для оценки угрозы в отношении авиаперевозчика, аэропорта и государства, а также служить инструментом оптимизации ресурсного обеспечения.
Исходным элементом механизма управления рисками служит оценка угроз — экспертное суждение о вероятности и возможности наступления событий, влияющих на безопасность деятельности авиакомпании. Выполнение этой задачи — весьма сложная процедура, требующая от сотрудников глубоких профессиональных знаний, аналитического мышления и широкого кругозора. Необходим постоянный сбор информации о событиях, способных влиять на безопасность компании.
Оценка риска может быть осуществлена посредством проверки соответствия нормативных документов компании международным стандартам и национальным руководящим документам в сочетании с контролем качества и полноты реального выполнения мероприятий по АБ в конкретных аэропортах с учетом уровня угрозы. В числе основных оцениваемых параметров можно назвать следующие: нормативно-правовая база обеспечения АБ; меры, касающиеся пассажиров и их ручной клади; меры, касающиеся перевозимого в грузовом отсеке багажа; меры, касающиеся грузов, почты и других предметов; меры, касающиеся бортового питания; перевозка вооруженного персонала и оружия; меры, касающиеся контроля прохождения авиационного персонала в зоны ограниченного доступа; меры, принимаемые по защите воздушного судна; меры безопасности для экипажей ВС на эстафете; депортация/сопровождение под охраной; безопасность деятельности представительств.
Основополагающий принцип в проблеме управления рисками заключается в том, что управлять можно лишь измеримыми параметрами, — только так можно получить количественную оценку результатов управления, установить, что происходит при каком-либо изменении исходных параметров. Поэтому в "Аэрофлоте" применяется универсальный математический аппарат для оценки угроз. Рассмотрим его в самых общих чертах.

Мера риска
Оценка угрозы основывается на анализе поступающей информации и определении вероятности возникновения опасного события, которое может произойти при выполнении эксплуатационных процедур. Для определения уровня угрозы вводится коэффициент угрозы (Ку), представляющий собой сумму ряда количественных показателей, устанавливаемых для каждого исследуемого вопроса в зависимости от степени его влияния на уровень угрозы в целом. Фактические значения этих показателей собраны в таблице специальной формы оценки исследования угрозы.
Состояние защищенности объекта характеризуется коэффициентом авиационной безопасности (КАБ), также представляющим собой сумму количественных показателей, фактические значения которых собраны в таблице специальной формы исследования уровня обеспечения АБ для данного объекта (аэропорта, ВС, представительства авиакомпании и т. д.). Ввиду того что структура собираемых сведений носит разноплановый характер и содержит множество переменных, в целях сокращения числа переменных и определения взаимосвязи между ними применяется факторный анализ.
Величина риска Кр определяется как отношение коэффициента угрозы Ку к коэффициенту авиационной безопасности КАБ, что позволяет сопоставить степень угрозы с реальным состоянием системы безопасности и получить некое числовое значение, выраженное через коэффициент риска. Вычисленные таким образом агрегированные коэффициенты, характеризующие уровень угроз и уровень рисков, сводятся в матрицу рисков (см. таблицу).

Матрица определения рисков (АНВ)
При анализе матрицы рисков следует учитывать, что применяемые в ней три цвета (зеленый, желтый, красный) определяют только границы различных уровней риска, но сама матрица не является аналогом уличного светофора. Выбор приемлемого уровня риска при выполнении любого вида деятельности остается за полномочным руководителем. Так как границы уровней рисков определяются агрегированными коэффициентами, всегда есть возможность управлять ими, предусматривая меры, адекватные имеющимся угрозам.
Для реализации возможности управления рисками разрабатывается специальная матрица управления рисками, представляющая собой таблицу, в которой приводится описание стандартных и дополнительных мер безопасности, применяемых как в обычных условиях, так и при изменении уровня угроз. Наличие такой заранее подготовленной матрицы позволяет оперативно принимать оптимальные управленческие решения, адекватные изменениям обстановки. Кроме того, наличие матрицы управления рисками дает возможность разрабатывать долгосрочные планы совершенствования системы безопасности и решать вопросы регулирования ресурсного обеспечения.
Алгоритм принятого в "Аэрофлоте" процесса управления рисками изображен на приведенной схеме.

Процесс управления рисками в практике службы авиационной безопасности ОАО "Аэрофлот — РА" представляет собой непрерывную череду процедур, проводимых в указанной последовательности и выполняемых сотрудниками на основе разработанных методик. Периодичность обновления всего поля сведений составляет 3 месяца. Контроль текущей обстановки и оперативное реагирование осуществляется круглосуточно и непрерывно; ежесуточно руководству авиакомпании предоставляется письменный доклад обстановки по более чем 20 контролируемым параметрам.
Собираемая информация после соответствующей обработки помещается в базу данных и служит основой для последующего анализа. Предусмотрен также оперативный вход в базу данных для получения справок по любому объекту.
Только каждодневная превентивная работа позволяет рассчитывать на сокращение рисков от угроз терактов. Поэтому специалисты "Аэрофлота" считают целесообразным распространение подобной методики в службах авиационной безопасности других авиакомпаний. Более того, необходимо всемерное и целенаправленное развитие системы оценки угроз и управления рисками, объединенной в единый механизм и регулируемой органами государственной власти, в масштабах всего транспортного комплекса России.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.