Ми-38 оторвался от земли
В конце 2002 г., по сложившейся уже десятилетиями традиции, отечественная промышленность отрапортовала о ряде достижений. Не нарушила обычая и компания "Евромиль", сумевшая приурочить первый полет нового вертолета среднего класса грузоподъемности Ми-38 к концу года — и к визиту высоких правительственных чинов в Казань, где они посетили в том числе Казанский вертолетный завод (КВЗ).
О трудной судьбе этого проекта, в котором участвуют Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля (МВЗ), КВЗ, франко-немецкий концерн Eurocopter и канадская двигателестроительная фирма Pratt & Whitney Canada, уже неоднократно рассказывалось на страницах АТО. Разработка нового вертолета, призванного заменить трудягу Ми-8 и его более позднюю модификацию, Ми-17, началась на МВЗ еще в конце 80-х. Государственные источники финансирования иссякли в начале 90-х, и для дальнейшего продвижения проекта к нему присоединились завод им. В. Я. Климова и КВЗ. В 1992 г. интерес к участию в программе высказал Eurocopter, который предложил для расширения рынков сбыта машины оснастить ее надежными и экономичными двигателями Pratt & Whitney Canada PW-127T/S, пилотажно-навигационным оборудованием иностранного производства и вести проектирование и изготовление Ми-38 так, чтобы его можно было бы без труда сертифицировать по нормам JAR Объединенной европейской администрации.
В 1994 г. вышеперечисленные партнеры учредили совместное предприятие "Евромиль", которое в 1996 г. завод им. В. Я. Климова покинул. Акции предприятия были поделены поровну между оставшимися тремя участниками. После тщательного изучения рынков сбыта новой машины в 1999 г. партнеры подписали соглашение о строительстве первого летного образца и его испытаниях.
В 2003 г. Eurocopter принял решение выйти из состава учредителей "Евромиль" — его доля в 33% превышала установленный государством лимит для иностранных участников в 25% (см. АТО # 47, стр. 72). Долю Eurocopter поделят между собой поровну два оставшихся участника — МВЗ и КВЗ. Но выход Eurocopter из "Евромиля" не означает его выхода из программы создания Ми-38. По сообщению Грегора Курселя, менеджера по корпоративным коммуникациям концерна EADS, в который входит компания Eurocopter, существующее соглашение с МВЗ и КВЗ распространяется на период летных испытаний, имеющих целью подтвердить заявленные характеристики новой машины. По мнению европейских вертолетостроителей, такой результат может быть достигнут к середине этого года. Затем партнеры должны вновь оценить размеры рынка для Ми-38 и принять решение — продолжать ли сотрудничество или прекратить его. "Поскольку компании Eurocopter пришлось выйти из совместного предприятия в силу ограничений, наложенных российским законодательством на размер иностранного участия в авиастроительных компаниях, в случае продолжения сотрудничества размер участия Eurocopter в программе должен быть пересмотрен", — отмечает г-н Курсель.
По его информации, после выхода европейского авиастроителя из совместного предприятия ему полностью была выплачена сумма, оговоренная для такого случая в соглашении о создании "Евромиля".
В настоящее время работы ведутся на контрактной основе в рамках базового соглашения о сотрудничестве между Eurocopter, "Евромилем", КВЗ и МВЗ.
Генеральный директор "Евромиля" Владимир Яблоков заявил, что летные испытания и сертификация новой машины должны быть завершены в 2007 г. и в этом же году первые серийные вертолеты могут быть поставлены заказчикам.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.