Минтранс предложил формулу расчета субсидий на авиакеросин
Минтранс России подготовил проект распоряжения правительства о выделении авиакомпаниям из резервного фонда 23 млрд руб. на компенсацию роста цен на авиакеросин в 2018 г. 21 октября документ был направлен в Минэкономразвития, Минфин и само правительство. Распределить субсидии Минтранс предлагает пропорционально деньгам, потраченным на покупку топлива для перевозки пассажиров на внутренних рейсах.
Решение о выдаче компенсаций было принято во исполнение поручения президента России Владимира Путина от 12 октября. В экономическом обосновании, отправленном вместе с проектом распоряжения, указывается, что в прошлом году суммарный убыток российских авиакомпаний составил 53,9 млрд руб., а их дополнительные расходы из-за роста цен на топливо достигли 58 млрд руб. Стоимость авиакеросина в 2018 г., по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), увеличилась на 25%.
Выплаты причитаются 34 авиакомпаниям, на долю которых пришлось 99,5% всех перевезенных пассажиров. Росавиация отчитывается о показателях деятельности 35 крупнейших перевозчиков, однако в прошлом году "Саратовские авиалинии" лишились сертификата эксплуатанта и претендовать на компенсации не могут.
Формула расчета субсидий исходя из объемов топлива, потраченного на ВВЛ, выгодна авиакомпании "ЮТэйр", поскольку у нее наивысшая доля внутренних перевозок среди крупнейших российских перевозчиков. Невыгодна эта формула группе "Аэрофлот", "Уральским авиалиниям" и Nordwind, у которых доля международных перевозок составляет 50% и более. Чартерные компании Azur Air, Royal Flight и IFly в соответствии с этой формулой вообще могут не получить компенсации, поскольку летают только за рубеж.
По данным "Ежегодника АТО", "ЮТэйр" занимает четвертую строчку по объемам перевозок в 2018 году на ВВЛ, уступая "Аэрофлоту", S7 и "России".
"Эта формула несправедлива прежде всего потому, что отталкивается от количества потребленного топлива и предполагает более существенные выплаты неэффективным авиакомпаниям со старым флотом", — отметил сотрудник одной из российских авиакомпаний. Он также заметил, что справедливо было бы распределить субсидии в соответствии с количеством перевезенных пассажиров на внутренних маршрутах и дальностью перевозок. С этим мнением также согласился и близкий к группе "Аэрофлот" человек.
По словам источника, близкого к Минтрансу, в ведомстве понимают, что эта формула выгодна "ЮТэйр", но не это было мотивом. В министерстве уверены в необходимости поддерживать внутренние перевозки, которые менее рентабельны, чем полеты по МВЛ. Предлагаемые меры направлены на поддержку внутренней маршрутной сети и на исполнение майских указов президента России Владимира Путина, который поручил довести число рейсов, выполняемых в обход Москвы, до 50%.
Выплат компенсаций за подорожание керосина авиакомпании ждут уже почти полтора года. Впервые о такой возможности министр транспорта РФ Евгений Дитрих заявил летом прошлого года, однако решение так и не было принято — прежде всего из-за позиции Минфина. Благодаря вмешательству президента, авиакомпании могут получить выплаты уже в этом году: Минтранс предлагает производить выплаты через Росавиацию и дать авиакомпаниям время до 1 декабря на предоставление данных.
Ссылки по теме
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS