"Мы должны иметь 25 млрд руб. годового оборота, для того чтобы жить нормально"
Рыбинское НПО "Сатурн" справедливо можно назвать одним из важнейших звеньев российской авиадвигателестроительной отрасли. Предприятие ведет работы сразу по нескольким приоритетным направлениям: созданию двигателя SaM146 для нового регионального лайнера Sukhoi Superjet 100, силовой установки для истребителя пятого поколения и двигателя АЛ-55И для Индии. О том, как продвигаются эти важные для будущего российской авиации программы, в интервью Show Observer рассказал управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров.
— Илья Николаевич, расскажите, пожалуйста, о производственных результатах НПО "Сатурн" в 2009 г.
— В 2009 г. предприятие увеличило объем реализации товарной продукции по сравнению с предыдущим годом на 20%, до 13,907 млрд руб. Прибыль от реализации продукции в 2009 г. составила 1,312 млрд руб., превысив на 56% показатель 2008 г. В 2010 г. предприятие намерено на 20% увеличить объемы производства. Мы должны иметь 25 млрд руб. годового оборота, для того чтобы жить нормально. А по-хорошему, мы стремимся к 35–40 млрд руб., к этому надо стремиться. Конечно, сразу такие объемы не осилишь, ежегодно будем наращивать по 20–25%.
— Оказывает ли государство антикризисную поддержку НПО "Сатурн"?
— Разумеется, ведь кризис преодолевать тяжело. Если бы не поддержка государства в виде увеличения уставного капитала и гарантий по кредитам, то "Сатурна" давно бы уже не было как серьезной организации. К примеру, на программу SaM146 выделены значительные средства, но нам требуется еще примерно 8,4 млрд руб. для выхода на объем производства в 150 двигателей в год. В течение ближайших трех лет они нужны для закупки оборудования, станков. Мы планируем закупить обрабатывающие центры, оборудование для монокристаллического литья — немецкого, швейцарского и, частично, японского производства.
— Если двигатель SaM146 является приоритетной программной в секторе гражданской авиации, то можно ли назвать разработку силовой установки для истребителя пятого поколения важнейшим проектом в военном направлении?
— Если говорить о стратегии, о направлениях деятельности "Сатурна", то с самого начала предприятие планировало работу в трех сегментах: в секторе гражданской авиации, промышленного газотурбостроения и в области военной авиации. Первые два направления достаточно развиты: в мае ожидается сертификация двигателя SaM146, налажено производство целого ряда новых энергоустановок, которые позволяют обеспечивать российскую промышленность, энергетику высокоэффективными машинами. И вот сделан самый главный шаг: мы заявили о новых достижениях в области военной авиации.
— Какие новые технологии применяются в двигателе для истребителя пятого поколения Т-50?
— В двигателе, на котором сегодня летает Т-50, принципиально новых материалов нет. Его и не сделаешь из новых материалов — для этого пришлось бы полностью перекомпоновывать и холодную часть, и газогенератор. А с точки зрения перспектив мы прекрасно понимаем, что двигатель "второго этапа" будет создан с использованием совершенно других материалов, и не только отечественного производства. Предполагается применение как во внешних, так и во внутренних элементах конструкции неметаллических частей, композитов, что позволит получить другие температуры, другие скорости и другой вес.
— Будет ли этот двигатель создаваться исключительно НПО "Сатурн" или коллективно, в рамках ОДК?
— Абсолютно новый двигатель никто, в том числе "Сатурн", в одиночку сделать не сможет. Подобные разработки выполняются при широкой кооперации. В конце 2009 г. должен был состояться конкурс на разработку двигателя следующего поколения для самолета ПАК ФА, однако сроки его проведения перенеслись на текущий год. Мы намерены участвовать в нем. Заранее уверен, что это будет совместная работа в рамках ОДК, которая выступит координатором проекта. Но в том, что основная роль будет отведена КБ "Сатурн", не сомневаюсь, потому что все, что мы имеем сегодня по самолету пятого поколения, достигнуто с двигателем, сделанным "Сатурном". Кто будет выступать интегратором в этом проекте, определит заказчик — Военно-воздушные силы России. Но те наработки, которые есть у нашего предприятия, позволяют с высокой вероятностью предположить, что "Сатурн" останется головной организацией по разработке двигателя пятого поколения.
— Другой важной программой является разработка двигателя АЛ-55И для индийского УТС HJT-36. На каких других самолетах можно будет его применять?
— Контракт по созданию для Индии нового авиационного двигателя АЛ-55И в целом успешно выполняется. Двигатель создан, на нем летает самолет HJT-36. Сейчас мы работаем над увеличением ресурса двигателя, обеспечением доводки и налаживанием его серийного производства. Характеристики АЛ-55 позволят устанавливать его на МиГ-АТ, но дело в том, что российские ВВС в качестве основного учебно-боевого самолета выбрали, как известно, Як-130, где используется другой двигатель (АИ-222-25, собираемый на ММПП "Салют". — Прим. ред.). Но это тоже учебно-боевой самолет, и если не хватает тяги существующих двигателей, то можно попробовать и АЛ-55.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent