На общей платформе
На европейском рынке ключевых IT-решений для авиакомпаний складывается парадоксальная на первый взгляд ситуация. Непримиримые конкуренты, компании Lufthansa и British Airways, пользуются общей платформой Amadeus Altea CMS (Customer Management Solutions), в которой интегрированы дистрибутивная и инвенторная системы, а также ряд других модулей — в частности, система автоматизированной регистрации пассажиров (DCS), первое внедрение которой было недавно успешно осуществлено для авиакомпании Qantas. Более того, системой бронирования на платформе Altea, в том числе и для собственных продаж, пользуется также третий непримиримый конкурент — группа Air France — KLM, которая, судя по некоторым данным, рассматривает вероятность полной миграции на Altea, включая инвенторную часть и DCS.
Если учесть, что все три перевозчика — не только непримиримые конкуренты, но и неформальные лидеры трех глобальных альянсов авиакомпаний (Star Alliance, oneworld и SkyTeam), можно ожидать, что веские аргументы в пользу миграции на платформу Altea существуют и внутри альянсов. Таким образом, процесс принимает общемировой характер, подтверждением чему служит подписание между Amadeus и Star Alliance рамочного договора, который берут за основу все члены альянса при подписании индивидуальных соглашений.
Изначально компания Amadeus представляла собой одну из четырех глобальных дистрибутивных систем (наряду с Galileo, Sabre и Worldspan), но рынок глобальной дистрибуции перевозок по мере распространения Интернета и развития прямых каналов продаж между авиакомпаниями и пассажирами приходит в состояние некоего насыщения. Поэтому в рамках диверсификации бизнеса Amadeus активизирует деятельность не только в области электронной коммерции, но и как IT-провайдер, развивая традиционную деятельность в сфере дистрибуции (эти направления деятельности взаимосвязаны).
В комплексе Altea заложен ряд идеологических нововведений, в числе которых наличие единой платформы коллективного пользования и реализация тесного взаимодействия с клиентскими авиакомпаниями. По сути, речь идет о выводе концепции аутсорсинга, свойственной многим IT-решениям для авиакомпаний, на новый уровень. Модульная архитектура на базе открытой платформы позволяет довольно гибко и быстро вносить усовершенствования, и изменения, предложенные одной компанией, становятся доступным для всех. В частности, модификации связаны с фрагментированием предложения со стороны авиакомпаний и формированием модульного продукта, поскольку сейчас многие авиаперевозчики начинают продавать по отдельности услуги, ранее входившие в единый пакет авиаперевозки, и в платформе Altea, соответственно, развивается поддержка этой функциональности. Возникает своеобразная экономика масштаба, так как ни одна из отдельно взятых авиакомпаний, даже самых крупных, не смогла бы потянуть такую систему самостоятельно (на сегодня Amadeus потратила на развитие и поддержку системы Altea 650 млн долл., в течение ближайших трех лет планируется инвестировать еще 475 млн долл.). Общие IT-решения к тому же позволяют упростить взаимодействие и обмен информацией — на единой платформе легче осуществлять совместные программы, как технологические, так и коммерческие — например, совместное обслуживание пассажиров в рамках интерлайн- и кодшеринговых соглашений и, конечно, альянса.
Однако глобальная концентрация в руках одной компании всех ключевых направлений IT-обеспечения авиакомпаний может вызвать некоторое беспокойство. Представители Amadeus стараются его развеять. "Для любой системы общего пользования существует проблема безопасности и соблюдения конфиденциальности, причем на двух уровнях, — рассказывает Жан-Филипп Мезюр, глава подразделения Amadeus по IT-решениям для авиакомпаний. — Прежде всего надо обеспечить безопасность на уровне данных, чтобы конфиденциальная информация не просочилась к конкурентам. Кроме того, многие компании стремятся добавить в систему индивидуальные дополнительные функции в рамках разработок Amadeus, которые могут обеспечить конкурентные преимущества. Наша система позволяет это сделать, так что далеко не все нововведения становятся общим достоянием — даже на общей платформе формируется функциональность, отражающая особенности бизнеса отдельных авиакомпаний". Кроме того, компания Amadeus, по словам ее представителей, тщательно разграничивает в контрактах с авиаперевозчиками свою деятельность как IT-провайдера, с одной стороны, и как глобальной дистрибутивной системы, с другой стороны, — чтобы избежать конфликта интересов.
Надо сказать, что в России темпы распространения платформы Altea отстают от мировых — на нее пока перешла только ГТК "Россия" (фактически это была инициатива "Пулково" еще до слияния двух компаний; см. АТО # 62, с. 14). Региональный директор Amadeus, отвечающий за дистрибуцию в странах CESE, Хуан Антонио Карраско признает своеобразие российского рынка, где приходится конкурировать с традиционными российскими компьютерными распределительными системами и сравнительно дешевыми, хотя и не столь функциональными, IT-платформами. В целом, по мнению Жан-Филиппа Мезюра, до недавних пор российским авиакомпаниям было достаточно существующих решений, но с изменением ситуации на рынке авиаперевозчики вынуждены серьезно задумываться об эффективности IT-систем. Российский рынок развивается, и его требования неизбежно приводятся в соответствие с мировыми, поэтому со временем спрос на Altea придет. К тому же, как говорит Мезюр, тот факт, что авиакомпания использует инвенторное решение Amadeus, не означает, что она должна менять свою дистрибутивную политику.
Более того, это обеспечивает авиакомпании дополнительные преимущества для эффективной работы веб- и прямых каналов продаж.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent