Налог на развитие
Аэропортовая инфраструктура России требует значительных капиталовложений. Инвестиции в нее уже начались, и на ближайшие годы запланировано их значительное увеличение. По данным Росавиации, только в Федеральной целевой программе (ФЦП) "Модернизация транспортной системы РФ на 2003-2010 годы" подпрограмма "Гражданская авиация" предусматривает вложение в реконструкцию аэродромных комплексов 21,8 млрд руб. в 2009 г. и 33,1 млрд руб. — в 2010 г., а ФЦП "Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015 годы" предполагает инвестиции на эти цели в размере 41,5 млрд руб.
Таким образом, на первый взгляд все прекрасно, а будет и того лучше. Однако в реальности перспектива дальнейшего существования и развития предприятий аэропортового сектора гражданской авиации сегодня напоминает интригу, где выживших просто может не оказаться.
Чтобы понять суть проблемы, следует обратить внимание на налогообложение. В действующем налоговом законодательстве совершенно отсутствуют какие-либо нормы, направленные на поддержание экономической устойчивости предприятий воздушного транспорта — в отличие от всех прочих видов транспорта общего пользования. Текущие налоговые ставки в отношении объектов инфраструктуры аэропортов федерального значения в большинстве случаев многократно превышают доходы от их деятельности.
Дополнительным фактором, обостряющим эту ситуацию, является, как это ни парадоксально звучит, реализация ФЦП "Модернизация транспортной системы РФ на 2002-2010 годы", в соответствии с которой ежегодно инвестируется значительный объем капиталовложений в реконструкцию аэродромных комплексов. Вложенные инвестиции, естественно, увеличивают стоимость объектов аэропортовой инфраструктуры, что, как следствие, вызывает резкое возрастание налоговых обязательств предприятий при принятии на баланс реконструируемых аэродромов.
Приведем пример. В 2007 г. федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП АГА) — балансодержатель федерального имущества аэродромных комплексов московских аэропортов Шереметьево и Внуково — оплатило налог в размере 8 млн руб. В этом году налоговое обязательство предприятия составит 62 млн руб. А в 2011 г., с учетом планируемых вложений, предстоит оплатить налог в размере свыше 1 млрд руб.
В таблице представлены расчеты налога на имущество, сделанные специалистами ФГУП АГА с учетом планируемых инвестиций в аэропортовую инфраструктуру в рамках ФЦП. Указанные в таблице суммы превышают расчетные возможности всех аэропортов по арендной плате за это имущество, а региональные аэропорты просто убивают наповал.
Получается, что ситуация с налогообложением в этой сфере сегодня поставлена с ног на голову: чем больше инвестируется в развитие инфраструктуры, тем сложнее будет выжить предприятиям отрасли.
Схожая ситуация для экономики аэропортов складывается при установлении ставки земельного налога и платы за земли организациями гражданской авиации.
С 1 января 2008 г. введена ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в размере 1,5% от их кадастровой стоимости. Расчеты показывают, что такой процент полностью лишает экономического смысла деятельность операторов аэропортов. Действующая ставка многократно превышает их чистую прибыль и несопоставима с доходами. И это только в отношении успешных аэропортов, не говоря об объективно убыточных, к которым относится свыше 90% всех аэропортов страны. Например, по данным ФГУП АГА, при существующем налоге на землю прогнозная величина ставки арендной платы за пользование земельным участком составит для аэропорта Ростова-на-Дону более 60% его чистой прибыли, а для аэропорта Омска — более 400%. Для сравнения отметим, что организации государственных автодорог общего пользования освобождены от уплаты земельного налога.
Соответственно, сегодня остро ощущается необходимость срочного пересмотра налоговой политики в отношении предприятий транспортной отрасли. Предоставление налоговых льгот предприятиям авиатранспортной отрасли по налогу на имущество и на земельные участки, имеющие единый общий статус ограниченных в обороте, позволит обеспечить эффективную экономическую поддержку, создаст условия для развития и установления конкурентоспособности всех видов транспорта.
Понимание необходимости принятия вышеназванных мер есть и в Минтрансе, и в Госдуме. В конце октября 2008 г. Комитет по транспорту ГД внес на рассмотрение проект федерального закона, направленный на внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части освобождения от уплаты налогов в отношении объектов инфраструктуры предприятий федерального транспорта общего назначения, а также в отношении земельных участков, занятых указанными объектами. Установление льгот по данному законопроекту предполагает финансовое обеспечение консолидированных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством. Таким образом, то для того чтобы закон о льготах по налогу на имущество и земельные участки заработал, достаточно будет внести изменения в федеральный бюджет на 2009-2011 гг. в части предоставления трансферов субъектам РФ.
Объект
|
Год ввода в эксплуатацию
|
Стоимость имущества после реконструкции, млн руб.
|
Налог на имущество, млн руб.
|
||||||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
|||
Анапа |
2012
|
4176,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
92,0
|
88,0
|
84,0
|
80,0
|
Внуково |
2008-2011
|
9285,0
|
0,38
|
0,29
|
73,0
|
70,0
|
67,0
|
195,0
|
188,0
|
181,0
|
174,0
|
Кольцово |
2009-2012
|
10784,7
|
1,0
|
0,8
|
61,0
|
59,0
|
57,0
|
55,0
|
228,0
|
218,0
|
208,0
|
Мурманск |
2012
|
1900,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
42,0
|
40,0
|
38,0
|
36,0
|
Пенза |
2012
|
1050,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
23,0
|
22,0
|
21,0
|
20,0
|
Сочи |
2008-2012
|
24100,0
|
-
|
-
|
111,0
|
107,0
|
104,0
|
101,0
|
512,0
|
491,0
|
470,0
|
Шереметьево |
2008-2014
|
23000,0
|
7,2
|
6,9
|
176,0
|
169,0
|
162,0
|
155,0
|
202,0
|
194,0
|
470,0
|
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent