Не панацея, но помогает

В июне в России впервые состоится выездная конференция международного Комитета по компьютерным методикам обучения в авиационной отрасли (Aviation Industry CBT Committee, или AICC), организованная при участии авиакомпании "Аэрофлот — РА". О том, какие выгоды дает применение компьютерных технологий в подготовке авиационного и инженерно-технического персонала и почему именно "Аэрофлот" решил оказать поддержку мероприятию, рассказал Евгений ЛОМАКИН, заместитель директора Центра подготовки авиационного персонала "Аэрофлота".

В России первыми опробовали на себе так называемые программы компьютерного обучения (в английской терминологии — Computer Based Training, или CBT) летчики "Аэрофлота", когда в начале 90-х гг. авиакомпания осваивала эксплуатацию Airbus A310. С тех пор компьютерные технологии ушли далеко вперед, однако принцип работы таких программ остался прежним: инструктор помогает пилоту-курсанту войти в компьютерную систему, изучить при помощи мультимедийных программ нужную систему самолета; затем летчик сдает компьютерный тест на усвоение темы. Пока он не подтвердит определенный уровень знаний, система не позволит ему перейти к изучению следующей темы. После того как пилот осваивает весь курс теоретической подготовки при помощи CBT-программ, начинается тренажерная подготовка (на процедурных и затем подвижных тренажерах), после которой достаточно пройти вводную аэродромную тренировку — и авиакомпания получает свежеиспеченного второго пилота.
В середине 90-х гг. Центр подготовки авиационного персонала (ЦПАП) "Аэрофлота" обзавелся собственными специалистами по CBT-технологиям, которые начали разрабатывать обучающие программы непосредственно для нужд авиакомпании. Сегодня такие программы широко применяются "Аэрофлотом" в подготовке пилотов — авиакомпания считает, что благодаря этому значительно сокращается время обучения и повышается его эффективность. Так, CBT-технологии применяются при подготовке пилотов, разработаны и внедряются программы для обучения бортпроводников, идет работа над приложениями для обучения технического персонала.
В прошлом году на одной из конференций AICC (эта международная некоммерческая организация объединяет разработчиков программного обеспечения, самолетостроителей, представителей авиационных учебных центров и авиакомпаний) делегация "Аэрофлота" продемонстрировала собственную программу непрерывного обучения английскому языку. Цель программы — содействовать летному персоналу авиакомпаний в овладении английским языком на уровне, предусмотренном новыми требованиями ICAO, которые вступают в силу в марте 2008 г. За оставшиеся два года российские пилоты должны гарантированно научиться владеть английским на так называемом четвертом рабочем уровне (условно говоря, на уровне дипломатов), то есть быть готовыми к общению на свободные темы.
Так сложилось, что при изучении английского языка российскими летчиками основной упор делался на ведение радиообмена, и, как правило, любое отступление от стандартной фразеологии ставило пилота в тупик. Когда "Аэрофлот" начал осваивать западные типы ВС, ему пришлось обучать летчиков уже техническому английскому, иначе многие не смогли бы пройти обучение по программам CBT, где этот язык является рабочим.
В итоге была пересмотрена вся концепция языковой подготовки. Дело в том, что в основе практикующейся в большинстве российских авиакомпаний схемы обучения английскому языку лежат курсы повышения квалификации — например, в "Аэрофлоте" до внедрения программы непрерывного обучения каждый пилот посещал курсы раз в два года. Занятия проводились в группах по 10-15 чел. и длились пять дней, поэтому обучение шло с отрывом от производства. Время показало невысокую эффективность такой подготовки — человека нельзя научить говорить на языке за несколько дней, тем более если занятия проходят раз в два года. Как альтернативу действовавшей системе специалисты "Аэрофлота" разработали программу непрерывного обучения языку, основанную на технологиях CBT. Для этого были привлечены российские разработчики программного обеспечения, а ЦПАП "Аэрофлота" подготовил информационную "начинку".
Сегодняшняя система подготовки не предполагает отрыва пилотов от производства. Вместо этого каждый пилот раз в три месяца посещает ЦПАП, где в течение полутора часов идут занятия. На первом этапе пилот проходит собеседование с преподавателем и компьютерное тестирование, в ходе которого выясняется его уровень владения иностранным языком. Затем он получает задания для самостоятельной проработки, отчитываться по которым будет через три месяца, проходя тестирование специальной компьютерной программой. Однако при необходимости пилот имеет возможность в любое его свободное время получать консультации у преподавателя. Таким образом, в год каждый пилот проходит четыре тестирования, постоянно повышая свой уровень знания языка.
Переход на новую программу обучения английскому начался в январе 2005 г. На основе этой программы уже разработана и внедрена в эксплуатацию программа языковой подготовки для бортпроводников, завершается работа над программой для инженерно-технического персонала. В ближайших планах — разработать программу для сотрудников комплекса наземного обслуживания.
Интерес к новым разработкам "Аэрофлота" стал одной из причин проведения очередной конференции AICC в Москве; она пройдет с 26 по 30 июня этого года. Очевидно, что с внедрением новых требований ICAO к языковой подготовке проблема переподготовки персонала коснется всех авиакомпаний, где трудятся не носители английского. Поэтому программа "Аэрофлота" заинтересовала зарубежных перевозчиков — в первую очередь из стран Юго-Восточной Азии, Индии и Китая, где объем перевозок бурно растет и постоянно увеличивается потребность в летном персонале.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.