Не повезли по приказу
Желание "Аэрофлота" получить дополнительных пассажиров в туристическом сегменте привело к громкому скандалу, а также к проблемам у самих пассажиров: многим пришлось переезжать из одного аэропорта в другой в день вылета рейса. Дальнейшее отстаивание авиационной администрацией прав крупнейшего перевозчика приведет лишь к снижению конкуренции, росту цен на перевозку и продолжающемуся росту популярности иностранных авиакомпаний среди российских туроператоров и пассажиров. А бизнес многих туроператоров и чартерных перевозчиков оказался поставлен под угрозу.
В мае пассажирам, вылетавшим чартерами Sky Express в Ларнаку, в день отлета пришлось переезжать из Внуково в Шереметьево — Sky Express не получила разрешения Росавиации на выполнение рейса. В итоге путешественники полетели на Кипр самолетом "Аэрофлота". Чиновники объясняют свое решение тем, что чартерный рейс авиакомпании не был согласован назначенным на маршруте перевозчиком (им выступает "Аэрофлот"). Необходимость получения разрешения указана в приказе Минтранса от 17 июня 2008 г. № 92. "Аэрофлот" объяснил свой отказ дать разрешение тем, что его объемов на регулярной перевозке хватит, чтобы удовлетворить существующий спрос. Перевозчик особо подчеркивает, что будет использовать на этом направлении самолеты Ил-96. Вокруг этих машин был долгий спор, и перевозчик не раз упоминал их экономическую невыгодность и невозможность эксплуатации на многих маршрутах.
Ситуация с кипрским направлением повлекла громкие обвинения в адрес друг друга со стороны авиакомпаний и туроператоров. Российский союз туриндустрии (РСТ) обвинил "Аэрофлот" в рейдерстве; "Аэрофлот", в свою очередь, заявил, что Sky Express продавала билеты на рейсы без получения разрешения от Росавиации (хотя в компании должны были знать о существующем регламенте) и, таким образом, сделала пассажиров заложниками данной ситуации. РСТ в ответ указывает, что негативный ответ назначенной компании не может быть причиной отказа в выдаче разрешения на полеты.
"Пункт 20 приказа, содержащий исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении допуска, не включает в себя отсутствие согласования назначенным перевозчиком в качестве одного из оснований, что возлагает на Росавиацию ответственность за принятие окончательного решения о выдаче или отказе в допуске" — говорится в официальном обращении РСТ.
"Аэрофлот" на рынке обвиняют в стремлении занять монопольные позиции там, где это возможно. В свою очередь представители компании говорят о том, что авиакомпания не получила согласования на других маршрутах, где назначенными выступают другие перевозчики. Например, "ВИМ-авиа" отказалась согласовывать полеты между Москвой и греческими Салониками. Хотя был ли майский скандал единичным эпизодом или же частью стратегии "Аэрофлота", станет понятно по дальнейшим действиям перевозчика на рынке. В любом случае, сокращение количества авиакомпаний банально приведет к росту цен. Не исключено, что выиграть от этого смогут иностранные авиакомпании. В частности, со стороны Кипра сейчас из Ларнаки в Москву напрямую летает Cyprus Airways. А греческая авиакомпания Blue Bird Airways начала выполнять регулярные полеты в Домодедово с островов Корфу, Родос и Крит, а также из города Салоники. На этих направлениях перевозчик эксплуатирует самолет MD-83. На Родос и Корфу Blue Bird Airways будет летать по два раза в неделю, в Салоники и Ираклион (крупнейший город Крита) — по одному.
Проблемы на популярных туристических направлениях в очередной раз подняли тему несовершенства системы назначенных перевозчиков, которая радикально отличается от либеральных правил, действующих сейчас в Европе, и идет вразрез с общим развитием мирового рынка авиаперевозок. Российские перевозчики получили еще один стимул к лоббированию изменения существующих правил; вопрос лишь в том, готовы ли они консолидированно продвигать собственную позицию.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft